9. Заблуждение: мы потестим

8 июля 2019, 9:55

В прошлой заметке я рассказывала о заблуждении «они обучатся». В этой расскажу о другом заблуждении.


Тестировать интерфейсы на пользователях — очень круто. Только есть один момент. Иногда у проектировщика возникает соблазн отдать в тестирование сырое решение:

«Мы ж все равно на пользователях проверим, можно не упарываться».

Так вот, упарываться нужно. Проверяй только те решения, которые ты считаешь хорошими. Качественные тестирования проводят, чтобы найти недоработки, которые ты сам пропустил. Не перекладывай на плечи пользователя поиск всех косяков твоего интерфейса, это твоя работа, а не его. Не ленись.

Если ты отдашь в тестирование сырой прототип, ты не отыщешь все проблемы интерфейса с помощью пяти пользователей. Будет непонятно, какое из плохих решений влияет на то, как пользователь справляется. Человек просто не справится с задачей. Но на какое решение пенять, если кругом плохо? Не усложняй работу себе и другим. Береги время юзабилити-специалистов и пользователей. Потрать чуть больше времени сам, устрани недочеты.

До новых встреч

У меня закончились темы для заметок. Конечно, если я вдруг захочу про что-то написать, сдерживаться не буду :) Но, пока что на этом все. Надеюсь, это было полезно.


Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.
3. Презентуй свои решения.
4. Хочу все переделать.
5. Мне достался сложный проект.
6. Борем неуверенность.
7. Красота vs удобство.
8. Заблуждение: они обучатся

8. Заблуждение: они обучатся

5 июля 2019, 9:37

В прошлой заметке я рассказывала о муках выбора. Сегодня расскажу об одном заблуждении.


Иногда говорят:

«У нас сложный продукт, поэтому нет цели делать все интуитивно понятным. Мы готовы, чтобы пользователи сначала обучились пользоваться продуктом».

Это заблуждение уходит корнями в какие-то древние книги по проектированию. Но все это справедливо ровно для одного случая — когда не получается придумать простое решение. Если есть хорошее для пользователя решение, постарайтесь его реализовать.

Иногда простые для пользователя решения оказываются нелегкими в разработке, и тогда проектировщики идут на компромисы, придумывают менее элегантное решение, которое быстрей и проще реализовать. Это нормально. Но это не значит, что под соусом «обучения продукту» надо проектировать сервис на постоянной основе. Ваша задача делать взаимодействие с продуктом простым и понятным.

Всегда думайте о пользователе, не забивайте на его удобство. Иногда стоит потратить больше сил, чтобы сложная фича работала понятно. Не прикрывайтесь тем, что у вас «сложный продукт», не делайте некачественный сервис. Это попросту халтура. Пользователи не должны огребать. У них не должен кипеть мозг при решении задач. Наша работа — сделать так, чтобы они тратили меньше усилий. Если задача сложная, это не повод переложить ее на плечи пользователя. Это значит, что и у проектировщика, и у всей команды более сложная задача.


Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.
3. Презентуй свои решения.
4. Хочу все переделать.
5. Мне достался сложный проект.
6. Борем неуверенность.
7. Красота vs удобство.

7. Красота vs удобство

4 июля 2019, 10:35

В прошлой заметке я рассказывала, как проектировщику стать чуть более уверенным и не тушеваться. В этой расскажу про муки выбора.

Всегда есть больше одного решения задачи. Представим, что у нас есть два решения.


Решение первое

Оно нам больше нравится визуально — стройнее, менее перегружено, приятнее глазу. Но при этом в нем пользователю могут быть неочевидны какие-то моменты, он может не разобраться, не заметить важное.


Решение второе

Максимально понятное, удобное, минимум вероятности налажать, пользователь справится. Внешне оно выглядит обычным, не таким классным, как в первом случае.

Что же выбрать?


Да, всегда есть опция придумать третье решение, которое обладает плюсами первого и второго. И, конечно, можно потестить на пользователях первое решение, вдруг они справятся. Но не всегда и не все нужно тестировать. И иногда не получается придумать третье решение, так что выбирать все же приходится.

В этих случаях я выбираю удобство и понятность. Потому что главное для пользователя — решить задачу. Конечно, внешний вид интерфейсов влияет на опыт использования продукта. Я вовсе не призываю забить на красоту. Мы все хотим, чтобы наши продукты вызывали эмоции, ими было приятно пользоваться. Но в случае, когда надо выбрать между понятным и приятным глазу — принимайте решение в пользу понятного.

В наших сервисах пользователи решают свои рабочие задачи, поэтому удобство в приоритете. Могу себе представить какой-нибудь сервис развлекательного характера, где цена ошибки невелика, но очень важен внешний вид. Там весы могут склоняться в другую сторону. Но у нас все же не так.

В следующей заметке читайте про заблуждение «они обучатся».


Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.
3. Презентуй свои решения.
4. Хочу все переделать.
5. Мне достался сложный проект.
6. Борем неуверенность.

6. Борем неуверенность

3 июля 2019, 10:03

Прошлая заметка была про проблемы вливания проектировщика в команду. Но это не единственная сложность. Нового проектировщика одолевают разные тревоги, сомнения, страхи.


Я ни на что не влияю

Иногда дизайнер говорит: «Я сильно не вмешиваюсь, я же новенький, меня никто не послушает». А ты попробуй. Не попробуешь, не узнаешь. Не послушают раз, два, послушают на третий. Это не причина не пробовать. Вмешивайся, влияй, предлагай решения. Говори о проблемах в интерфейсе, объясняй свою точку зрения. Не забывай про конструктивную форму общения.

Доверие к твоим решениям формируется, когда ты раз за разом транслируешь свое мнение. Если этого не делать, то нечего и ждать.


Я не уверен в своих решениях

На первых порах это нормально. Уверенность приходит с опытом. А пока учись рассуждать. Ищи плюсы и минусы в решениях, проговаривай их. Можешь составлять списки за и против, если тебе будет удобнее. Слушай агрументы других дизайнеров, пытайся понимать, как они рассуждают, на чем основываются.

Повышай насмотренность. Так ты будешь видеть больше вариантов решений задачи, начнешь понимать, чем одно отличается от другого. Читай разборы работ у Горбунова, Лебедева, Штанга. Общайся с дизайнерами из своей группы. Разбирайте работы вместе, обсуждайте их.

В любом случае, не переживай о качестве своих решений. Твой наставник приглядывает за тобой и не даст облажаться.


Я решаю задачи хуже других

Всегда есть кто-то, кто решает лучше или хуже. Так будет всегда, это вечный процесс. С одной стороны, когда ты сравниваешь себя с другими, это позволяет тебе расти, не останавливаться на достигнутом. Но с другой это может ограничивать и расстраивать. Не тревожься об этом.

Не бойся показывать свои работы по этой причине. Да, дизайнеры критиканы и легко нарваться на негативную обратную связь. Но это нормально. Никто не думает о тебе плохо. Это всего-то решения задачи, а ты учишься. Показать недодстаточно хорошую работу не стыдно. Плохо не развиваться. Мы учимся на негативном опыте, так устроена жизнь. Не надо воспринимать негатив, как катастрофу. Ну и что, что у тебя не сразу что-то получается, или тебе надо больше времени подумать над задачей. Не отказывайся от возможности порисовать что-то совместно, от возможности показать и обсудить работу. Это позволяет тебе расти.

К тому же, твою неудачную работу уже завтра забудут, об этом не стоит беспокоиться. Людям по большому счету есть дело только до самих себя. Они не вспоминают чужие ошибки вечерами, у них хватает своих забот. Все неловкости только у нас в голове.


Я не могу объяснить свое решение

Ты чувствуешь, что твое решение правильное, но не можешь нормально объяснить. Задавай себе вопросы. Какую проблему ты решал? Какой у пользователя сценарий? Из каких шагов он состоит, что на каждом шаге важно? Где могут быть проблемы у пользователя, чего стоит опасаться? В чем сложность решения задачи? Какие еще варианты были у тебя? Почему они хуже? А можно ли придумать еще одно решение или несколько? Были ли подобные решения в сервисе, какие они? Или может другие дизайнеры решали схожие задачи?

Обсуди решение с аналитиком, юзабилити-специалистом, другим дизайнером, расскажи про его плюсы-минусы, спроси мнение. Тренируйся объяснять решения на своем наставнике.

О том, как презентовать свое решение, я рассказывала в одной из прошлых заметок.


Я не знаю ответа на вопрос

Бывает так, что кто-то из команды задает вопрос, ответа на который ты не знаешь или с ходу не можешь придумать. Попроси время подумать: «Мне надо 10 минут, я поразбираюсь и отвечу». Обычно ребятам это подходит, никто не ждет мгновенного ответа, так что не паникуй, не думай, что ты какой-то неважный дизайнер, раз не можешь ответить сразу. Нет задачи ответить мгновенно. Причем это относится не только к проектировщикам. Время на подумать бывает нужно всем, это нормально.

А дальше ты можешь сам искать ответ или просить помощи дизайнеров, как угодно.


И вообще, я не люблю общаться

Я тоже. Очень энергозатратное занятие. Но без этого никуда. Если хочешь чего-то добиться и вообще как-то существовать среди людей, тебе придется общаться с разными людьми. С кем-то будет проще, с кем-то сложнее, а с кем-то невыносимо. Если ты попал в Контур, значит мы решили, что ты с этим справишься. Общаться придется много.

Выводы

Будь смелее. Учись рассуждать и объяснять, повышай насмотренность. Проси о помощи, когда нужно. Не паникуй.

В следующей заметке читайте про муки выбора.


Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.
3. Презентуй свои решения.
4. Хочу все переделать.
5. Мне достался сложный проект.

5. Мне достался сложный проект

2 июля 2019, 11:47

В прошлой заметке я писала о том, что делать с желанием переделать все в проекте на свой лад. В этой расскажу, что делать, когда все кажется не таким простым, как ты ожидал.


Это нормально

Все проекты разные, у каждого свои особенности, свои болячки. В одном проекте давно не было проектировщика, или его не было никогда. В другом — криво пошли процессы и все кажется неорганизованным. У кого-то команда переживает сложные времена. А где-то с отдельными ребятами не удается договариваться без кучи нервов.

Новичку может показаться, что именно ему перепало работать в сложном проекте. На самом деле у каждого проекта свои особенности, надо их понять и пытаться с этим работать. По этой причине мы ищем дизайнеров, которые могут самостоятельно решать разные вопросы, не будут отсиживаться в стороне, займут активную позицию.

Во всех непростых случаях новичку поможет наставник. Он расскажет, что делать со всем этим добром, с чего начать, как разговаривать с менеджером проекта о разных проблемах. Если это потребуется, наставник вмешается и пойдет разговаривать с командой.

Это твоя ситуация? Не вешай нос и пробуй менять к лучшему то, что можешь. Не думай, что где-то там лучше, и тебе надо идти в другой проект. Сложности есть везде, просто они разные, и надо прилагать много сил, чтобы стало хорошо.


Обращение к командам

Возможно, в каких-то проектах не выстроены процессы взаимодействия с проектировщиком. Причины могут быть разные. Помогите проектировщику влиться в команду, взаимодействуйте с ним. Недопустимо, когда интерфейсные решения принимают без проектировщика. Как минимум должно быть ревью решений. А вообще, проектировщик должен участвовать в выработке решений и их принятии, это его зона ответственности.

Не думайте, что проектировщик рисует картинки. Прототипы — это побочный продукт решения задачи, который помогает донести мысли. Важны сами решения, не важно, как они выражены. Работа проектировщика — вырабатывать такие решения.

Подключайте дизайнера к обсуждениям раньше, когда он еще может на что-то повлиять. Плохо, когда он узнает о решениях команды от кого-то постфактум. По сути вы лишаете его работы. Без проектировщика вы делаете некачественный продукт.

Проектировщик может повлиять много на что, но выстроить процессы взаимодействия должен помочь менеджер разработки или проекта. Не оставляйте проектировщика один на один с проблемами. Так он демотивируется. Нам очень сложно искать новых проектировщиков, их нигде не учат специально. Кто-то приходит к проектированию самостоятельно. Нам крайне редко везет на мидлов. Чаще приходят начинающие ребята с огнем в глазах, которых мы учим, тратим время и силы на это. Пожалуйста, не гасите огонь в их глазах.

Возможно, вы думаете, что проектировщик неопытный, поэтому не считаетесь с ним. На самом деле новеньких никто не оставляет один на один с проектом. Их решения отсматривают наставники, за качество решений можно не переживать. Я ни разу не видела откровенной фигни у новичков. У нас хороший отбор на входе, мы берем ребят, которые хорошо соображают. Верьте в них. Мы — верим.

Выводы

Проектировщик, если тебе кажется, что у тебя сложный проект, не вешай нос, пробуй изменить ситуацию к лучшему, проси помощи наставника.

Команды, менеджеры, берегите проектировщиков, помогайте вливаться в коллектив, включайте в процессы, не оставляйте в стороне. У вас одна цель — качественный продукт. Идите к ней вместе.

Ребята, вы не по разные стороны барикад, у вас одна дорога, помните это. Приход проектировщика в проект не должен походить на сражение.

Я была бы рада, если бы эту заметку прочли не только дизайнеры.

В следующей заметке читайте про страхи и сомнения нового проектировщика.


Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.
3. Презентуй свои решения.
4. Хочу все переделать.

4. Хочу все переделать

1 июля 2019, 11:15

В прошлой заметке я рассказала о том, как презентовать свои решения команде, и почему не стоит перекладывать на плечи команды выбор варианта решения.

Сегодня расскажу, что делать, когда ты пришел в проект, и в нем столько всего не нравится, что хочется все переделать.


За что хвататься?

Когда проектировщик годами смотрит на один и тот же интерфейс, взгляд замыливается. А если не замыливается, то все шероховатости и недоработки в интерфейсах не так сильно режут глаза. Он о них знает, но они не тревожат его, как нового проектировщика.

Новому дизайнеру часто хочется все исправить и переделать. Каждый день он находит все больше и больше штук, которые работают не так, как надо. Конечно, от этого можно растеряться. Непонятно, что делать — дизайнер в ответе за все это добро, но все сразу исправить не получится. Разработка не успевает за полетом мысли дизайнера. Да и дизайнеру иногда нужно много времени, чтобы подготовить концептуальное изменение целого раздела непростого сервиса.

Так что же делать?


Выбери самое важное

То, что тебе многое не нравится, это нормально. На первых порах плохие решения будут кидаться тебе в глаза, не давать спать по ночам, бесить. Все проходят через эту стадию.

Попробуй понять, что из этих вещей критично для пользователя. Критично то, что задевает основные сценарии, чем пользуются большие массы людей регулярно. Если что-то из этого действительно супер-важное, можно поговорить с менеджером разработки и запланировать задачу. Небольшие вещи можно чинить в формате багов.

Со временем ты будешь понимать, каких пользователей затрагивает конкретное изменение, будешь знать, что надо исправлять прямо сейчас, а что можно отложить. Для этого изучай сервис, узнавай про сценарии, погружайся в мир пользователя. И главное, не молчи о проблемах, обсуждай их с коллегами. Узнавай, какие места в сервисе самые плохие на их взгляд и почему.


Прими наследие

Не ругай проектировщиков, которые когда-то сделали все это. Они старались принимать оптимальные решения в каждый конкретный момент времени в неизвестных тебе условиях. Возможно, они и представить не могли, во что вырастет сервис. Да что там говорить, ты сам будешь критиковать свои решения спустя годы.

У проекта мог быть сложный бэкграунд: где-то был совсем начинающий проектировщик, а где-то его и вовсе не было. За это время сервис изменился не в лучшую сторону. Это не повод унывать. Все то, что ты видишь — условия, в которых надо работать. Работай с тем, что есть, улучшай это. Тебе всегда будет хотеться исправить старое, даже если перерисовать все в раз с нуля. Как только закончишь — сразу придут в голову новые замечательные идеи. И это хорошо.


Переделывай

Иногда ребята из команды говорят: «Мы это переделывали год назад. Почему мы делаем это снова? Где гарантии, что через год вам не захочется все изменить?» Захочется. И это нормально. Так сервисы развиваются. Нельзя один раз написать сервис и больше не улучшать его. Конечно, большие серьезные изменения надо продумывать тщательно, тестировать решения, собирать информацию. Это очень ответственная работа. Лучше сделать все качественно, чтобы этих изменений хватило надолго. В это время можно заняться новыми фичами, которые ждут пользователи. Но переделывать — это нормально.

Выводы

Видеть стремные вещи в сервисе это хорошо. Еще лучше — записывать это куда-то, решать, что из этого важнее, и затаскивать изменения в разработку. Решай задачи по очереди, не накидывайся на все сразу. Иначе много нарисуешь в стол, а пользователи так и не увидят изменений. Сначала договорись с менеджером разработки, какую штуку ты хочешь переделать первой, только потом приступай. Не ругай прежних коллег и обстоятельства. Прими проект таким, какой он есть. И не переставай менять его к лучшему.

В следующей заметке читайте о том, что делать проектировщику, если ему достался сложный проект.



Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.
3. Презентуй свои решения.

3. Презентуй свои решения

29 июня 2019, 11:21

В прошлой заметке я рассказала о том, что нужно не бояться задавать вопросы коллегам. Хочу сказать еще несколько слов на эту тему.

Общаться лично быстрее и эффективнее. Лучше, когда ты вживую покажешь аналитику конкретные экраны, чем он будет ковыряться в десятках страниц, искать нужный, а потом писать комментарии к ним, стараться хорошо их сформулировать. Часть того, о чем он подумает, он не напишет. В живой речи все проще. У тебя будет возможность задать вопросы и что-то уточнить тут же. Не надо устраивать переписок на несколько кругов по мелочам. Это затягивает процесс.

Перейду к следующей теме. В этой заметке я расскажу о важном качестве проектировщика — умении рассказывать о решенной задаче команде.


Рассказывай связно

Не у всех и не всегда получается хорошо формулировать свои мысли, этому нужно учиться. Благо у нас в компании много обсуждают задачи внутри команды, и есть дизайн-группы — на встречах можно прокачивать этот навык, рассказывать о своих задачах.

Рассказ должен походить на связную историю, а не на обрывочные фразы о частях сервиса. Он должен начинаться с того, почему возникла задача, какую проблему ты пытался решить. Рассказывай последовательно, не скачи с одной мысли на другую. Показывай экраны в той очередности, в какой идет сценарий пользователя — тогда будет понятно, что и где происходит.

Можно рассказать о поиске решения, с чем пришлось столкнуться, какие варианты ты отверг и почему. Если твоя задача — это исправление текущего решения, не поленись показать ребятам, как сервис работает сейчас. Это нужно не потому, что они не знают сервиса, а для того, чтобы вспомнили, и все были в одном контексте.

О том, что дизайнер должен отстаивать свою точку зрения, учиться слушать, адекватно воспринимать критику, я писала в самой первой заметке.


Не торопись

Когда рассказываешь, не торопись. Ты долго работал над задачей, нагляделся на прототипы вдоволь, очень лихо можешь перемещаться между экранами и ориентируешься в них на ура. Ребята же видят прототип впервые, дай им возможность рассмотреть все. Дай время задать вопросы — следи за этим. Плохо, если ты уткнешься в прототипы, увлечешься рассказом, а на реакцию ребят не будешь обращать внимание. Не забывай, что ты рассказываешь о задаче, чтобы получить обратную связь, исправить неточности.


Многообразие вариантов

Не приноси команде разные варианты решения задачи с той целью, чтобы команда выбирала «лучшее». Это твоя зона ответственности — понять, какое лучше, предложить его и объяснить, почему ты его выбрал.

Бывает так, что ты что-то не учел, чего-то не знал, чем-то твое решение не годится, тогда решение нужно исправить — это нормально, это обычный рабочий процесс. В этом случае приготовь другое решение с учетом новой информации.

Не стоит во время обсуждения искать альтернативное решение и принимать его. Дай себе время подумать и решить задачу хорошо. Запиши замечания, комментарии, предложения и проработай их позже с аналитиком. Не соглашайся на плохое решение только для того, чтобы принять его сейчас. Или потому, что кто-то предлагает альтернативу. Не важно, кто придумал новый вариант, ты или коллега, если оно не проработано, не соглашайся на него, возьми таймаут на размышления. Обычно время на правки есть, пользуйся этим.

То есть общее правило такое: изменились условия, появилась новая информация — заново решай задачу. Обычно удается исправить лучшее из решений, а не проектировать задачу с нуля.

Почему команды хотят выбирать из множества вариантов?

Недоверие к решениям проектировщика
В формировании доверия поможет умение хорошо объяснять задачу. А еще умение много слушать и задавать вопросы. Когда люди видят, что ты их слушаешь, они понимают, что ты учитываешь их аргументы, доверие к твоим решениям возрастает. Общайся, и со временем коллеги смогут положиться на твои решения.

Желание поучаствовать в принятии решения
Это хорошее желание. Не решай задачу в одиночку, советуйся в процессе с аналитиком и другими ребятами. Так не только ребята поучаствуют в принятии решений, но и ты сможешь более качественно проработать задачу.

Не могу выбрать лучшее

Если ты не знаешь, какой вариант решения лучше — посоветуйся с другими дизайнерами. У нас есть чат всех дизайнеров, чаты и встречи дизайн-групп. Про наставника тоже не забывай. Не носи несколько вариантов команде, потому что сам не смог выбрать лучшее. Сначала разберись сам.

Ты можешь провести коридорное тестирование своих решений. По-началу это может казаться диким. Но тут все свои. И даже если ты не знаком с ребятами со своего этажа, мало кто откажется, если на кухне ты подойдешь к незнакомому человеку с вопросом, может ли он помочь протестировать задачку. Если не знаешь, как правильно задавать вопросы, как показать задачу для тестирования, ребята из твоей дизайн-группы или наставник тебе помогут.

Никогда не говори команде, что это решение лучше, потому что так сказал опытный Вася. Это плохой аргумент. Вася может и прав, но у тебя должно быть свое мнение, и ты выражаешь именно его. Если ты согласен с Васей, значит это и твое мнение, твое решение. Если не согласен или что-то не понял — поговори с Васей, пусть расскажет подробнее. Не приноси команде решения, в которые сам не веришь. Потренируйся объяснять решение на ком-то из дизайнеров, если тревожишься, что не можешь донести свою мысль хорошо.

Выводы

Хороший рассказ о задаче помогает понять команде, почему и как ты принимаешь решения, у ребят формируется доверие к твоей работе. Не стоит вываливать команде несколько вариантов решений для выбора. Разберись сначала сам, что лучше, и презентуй этот вариант.

В следующей заметке я расскажу, стоит ли проектировщику бороться с желанием все переделать в сервисе.



Прошлые заметки этой серии
1. Начинающему проектировщику.
2. Общайся.

2. Общайся

28 июня 2019, 11:25

В прошлой заметке я рассказала о том, что мы ожидаем от нового проектировщика. Выяснилось, что новичку крайне важны навыки общения. Поэтому в нескольких постах я буду говорить о коммуникациях, расскажу, с чем на первых порах сталкивается проектировщик, и как ему вести себя в непростых случаях.

В этой заметке я расскажу, кого и о чем надо спрашивать.

Задавай вопросы

Первое, чему стоит научиться в Контуре — не бояться подходить к людям с вопросами. Самостоятельность — это хорошо. Уметь гуглить — тоже хороший навык. Но некоторые вещи могут рассказать только коллеги. Они уже давно варятся в проекте, знают особенности, погружены в предметную область. И только они смогут развернуто ответить на твои вопросы. Ты просто сэкономишь время. Так что активно общайся с командой во время решения задачи.


Пользователи и сценарии

О том, как устроена жизнь пользователей, часто знают аналитики. Многие из них пришли из технической поддержки пользователей, так что они многое повидали. Они знают конкретные сценарии, особенности поведения пользователей.

Если в проекте есть свой юзабилити-специалист — он тоже много всего знает. Возможно, у него есть нужные тебе исследования, записи интервью, транскрипты. Если информации не хватает, можно запустить новый опрос или съездить на интервью.

Маркетологи могут рассказать тебе, почему люди покупают сервис, что ценят в нем, как покупают. Это тоже помогает сформировать представление о пользователе.


Как это работает

Как все работает в сервисе знают не только аналитики, но и разработчики. А если не знают, то могут почитать код и узнать. Да, бывает так, что какие-то старые части кода писали люди, которые уже не работают в проекте, и поэтому сложно с ходу сказать, как все устроено. Но чаще всего разработчики знают, спрашивай.


Проработка деталей

Тестировщики могут помочь добыть экран сервиса, который сложно получить самостоятельно. Например, в твоей учетке нет отправленных отчетов, ты не можешь отправить отчет без сертификата, а тебе нужно посмотреть, как все это выглядит.

Кроме того, тестировщики знают, с чем связана какая-то отдельная фича, какие места сервиса может затронуть твое изменение. Это поможет тебе более полно проработать все ситуации поведения интерфейса. Ну и конечно, они дадут доступ к тестовым учеткам на боевой или тестовым стендам.

Очень рекомендую смотреть на новую фичу до релиза на тестовом стенде. Так ты можешь заметить какие-то детали и несоответствия, о которых разработчики не подумали, не догадались, не заметили в прототипе. Или даже просто посмотреть на верстку. Часто такое могут замечать тестировщики, но взгляд проектировщика не помешает.


Тексты

Иногда в проектах есть редакторы, технические писатели, маркетологи. Эти ребята обычно знакомы с Ильяховым и могут помочь с текстами в интерфейсе. Они прекрасно умеют писать лонгриды и короткие сообщения об ошибках. Не стесняйтесь просить их о помощи. Классные тексты сложно переоценить.


Процессы и внутренняя кухня

Менеджер разработки может рассказать, как устроены процессы. Если что-то работает не так, как хотелось бы, он поможет скорректировать и настроить. Если не складывается общение с командой — спроси его, почему все так происходит, как можно сделать так, чтобы стало нормально.

Когда возникают такие ситуации, поговори со своим наставником. Вряд ли он сразу бросится вмешиваться, сначала он попробует помочь тебе, чтобы ты справился самостоятельно. Он подскажет, на что стоит обратить внимание, подсветит острые моменты, расскажет, как себя вести, что делать, настроит на нужный лад.

Хорошо научиться решать конфликты самому. Но если ситуация затягивается и не разрешается, наставник вмешается, поговорит с менеджером. В любом случае не терпи. Нет задачи пасть смертью храбрых. Есть задача не потерять мотивацию и наладить процессы взаимодействия в команде. Наставник поможет.

Выводы

Первые сомнения и страх новичков — начать отвлекать людей от работы своими вопросами. Прошлый опыт часто говорит им о том, что нужно работать самостоятельно. Но в этом случае новичку будет сложно решать задачи. Выход один — задавать вопросы.

В Контуре личного общения больше, чем где-то еще, все к этому привыкли. Не решай задачи в одиночестве. Нормально, если во время решения задачи ты несколько раз в день подходишь к аналитику. Конечно, не стоит отвлекать людей каждые 5 минут. Если работа не встает, можно немного подкопить вопросов и задать их раз в пару-тройку часов — смотри по ситуации.

Главное помни — в Контуре тебе готовы помочь по любым вопросам, только начни их задавать.

В следующей заметке читай о том, как презентовать свои решения команде.

1. Начинающему проектировщику

27 июня 2019, 20:30

Я запускаю серию заметок, которые буду публиковать в первую очередь во внутренней соцсети Контура, Стаффе, здесь будет копипаст этих статей. Если ты из Контура и читал это в Стаффе — можешь не читать.

В заметках я буду писать о том, на чем стоит фокусироваться новичку, чтобы не растеряться в многообразии информации. Что может помочь на старте, как вести себя в непростых ситуациях в команде, что нормально, а что нет.

Заметки будут сильно ориентированы на проектировщиков Контура и наши процессы. У меня нет цели рассмотреть, как все устроено в других компаниях, наш опыт может отличаться. Но что-то вы можете переложить на свои ситуации, и это может оказаться полезным.

Первая тема — про наши ожидания от проектировщика.

Что мы ценим и ожидаем

Много полезного написано в гайде по проектировщику, а еще в модели развития дизайнера. Я хочу остановиться на самых важных навыках, которые пригодятся прямо на старте.


Умение общаться и рассказывать свои решения

Этот навык нужен с самого первого дня, когда проектировщик начинает получать горы информации. Кому и на какие темы задавать вопросы я напишу в отдельной заметке.

Мы ожидаем, что дизайнер будет объяснять и отстаивать свою точку зрения. Для команды важно понимать, почему надо делать именно так, а не иначе. Команда болеет за продукт, хочет, чтобы он получился хорошим. Никому не хочется делать фигню. Именно поэтому ребята задают вопросы — это нормально.

Не думай, что твои решения критикуют или задают вопросы, потому что ставят под сомнение твой профессионализм. Вопросы — это способ понять твое решение, а предложение альтернативных вариантов от ребят — способ помочь тебе решить задачу. Чем раньше ты это осознаешь, тем быстрее беседы перетекут в конструктивное русло. Ты поймешь, почему твое решение не годится и придумаешь новое. Ты ощутишь поддержку, а не препятствия.

Бывают ситуации, когда в команде не налажено общение с проектировщиком, и может быть есть ребята, которые не видят в проектировщике пользы. Такие ситуации надо разбирать отдельно. Здесь я пишу о нормальных здоровых отношениях в команде, когда все участники понимают роли друг друга, считаются с мнением коллег, хотят решить задачу минимальными усилиями. В случае сложностей дизайнеру стоит сообщить об этом своему наставнику. Не всегда дизайнер может переменить ситуацию в проекте, ему нужна помощь.

Уметь слушать и понимать другие точки зрения тоже важно. Без этого ты можешь многое упустить. Не ленись слушать ребят до конца, даже если ты понимаешь, что тебе хотят сказать. Людям важно понимать, что их выслушали и поняли — сделай это.

Ну, и конечно, надо уметь договариваться. Задача не решена, пока все не сошлись на одном решении. Нехорошо, когда кто-то говорит «я не согласен, но делайте, что хотите». Стоит обсудить возражения, понять, почему человек сопротивляется. Возможно ты что-то не учел. Это важно для будущих отношений с ребятами. Как только ты начнешь делать «что хочешь», так сразу доверие к тебе будет утеряно. Восстанавливать его будет сложно. Когда ты не считаешься с кем-то, этот кто-то потом тоже не будет считаться с тобой.


Критическое мышление

Оно позволяет докапываться до сути и решать задачи более качественно. Дизайнер должен быть жаден до мелочей. Конечно, во всем нужна мера. Идеальный интерфейс можно рисовать всю жизнь. Задача дизайнера предложить решение хорошего качества в разумные сроки. Нормально, если дизайнеру не нравится, как он решил старую задачу. Это позволяет ему расти, предлагать лучшие решения в будущем.

Не ленись придираться к своим решениям, но будь аккуратен, когда придираешься к чужой работе — не забывай про конструктив.


Здоровое отношение к критике

Твои решения будут критиковать. Просто смирись, это нормально. Нет ничего стыдного показать свою работу с ошибками. Это всего лишь задача, ты учишься, ничего особенного в этом нет. Мы учимся всю жизнь через неудачи. Никто не ожидает от новичка супер-интерфейсов. Не тревожься из-за количества стремных моментов. Просто слушай, что тебе говорят, пытайся понять почему, пытайся уложить это в свой опыт. Задеть за живое никто не хочет. Не бойся показывать свои работы и не избегай критики. Только так ты сможешь расти — это важно.

Критикуй чужие работы аккуратно, без эмоций. Скажи, что было бы лучше и почему.


Неравнодушие

Не проходи мимо фигни. Если видишь что-то неправильное — скажи. И предложи возможное решение. Это касается как интерфейсов, так и общения, процессов. Если что-то можно изменить к лучшему, мы это меняем.

Будь готов, что по поводу фигни придут и к тебе :) Если ты плохо сделал задачку — это повод ее переделать, а не расстраиваться. Ошибаются все. Ребята не хотят задеть тебя лично, они просто не хотят фигни.


Самостоятельность

Хорошо, если ты можешь сориентироваться, с чего начать, кому задать вопросы по задаче, как построить свою работу. Если с этим возникают сложности — обращайся к руководителю своей дизайн-группы, он сориентирует, расскажет о лучших практиках, о том, как решают задачи другие дизайнеры, чем они пользуются, как устроены процессы.

Помни, что помощь есть всегда. Нормально часто дергать наставника в первые несколько месяцев — это его работа. Но не злоупотребляй этим в долгой перспективе. Учись решать вопросы самостоятельно.


План решения задачи

В идеале ты должен представлять себе алгоритм решения задачи. В Эльбе мы используем чек-листы, чтобы ничего не упустить в процессе решения.

Ты можешь составить подобный для себя с учетом особенностей твоего проекта. Наш чек-лист периодически дополняется новыми пунктами. Актуальный ты можешь найти в Фигме, если включишь библиотеку компонентов «Эльба». Если у тебя есть вопросы про какие-то пункты в нем — пиши в комментариях, я расскажу.

Про то, как дизайнеры решают задачи, тебе может рассказать наставник. Со временем ты поймешь, как устроен процесс в вашей команде, и не будешь теряться, когда к тебе придет новая задача.


Многообразие решений

Видеть разные варианты решения одной задачи — хорошо. При этом надо понимать, чем одно лучше или хуже другого. Выбирать лучшее и отстаивать его. Почему не стоит давать команде выбирать решение из всего многообразия, я расскажу отдельно.

Выводы

Новому проектировщику надо прокачивать не только навыки проектирования, но и навыки общения. Софтскилы прокачивать больно и сложно, но необходимо. Часто у новичков с ними куда больше проблем, чем с плохим дизайном.

В следующей статье читай о том, что и у кого можно спрашивать, когда решаешь задачу.

Слово велосипеду

2 июня 2019, 23:42

UPD: Велосипед продан

Привет! Давай знакомиться. Я прогулочный велосипед Kross Classico II 2014 года.

Я прожил у хозяйки 5 лет, она меня очень любит, но не очень-то много на мне катается. Прошлые пару лет я безвылазно стоял в темном углу. Пришла пора найти мне новую хозяйку. Или хозяина — я не против.

Я хорош для поездок по городу, но не гожусь для езды по бездорожью. На мне можно кататься в платье — есть защита от попадания одежды в спицы. У меня занижена рама — удобно быстро спрыгивать с меня и садиться обратно.

Я ретро-красавчик — внимание прохожих идет в комплекте ;)

У меня светлые покрышки, плетёная корзина, звоночек, передний фонарик, который питается от динамо-машины, защита цепи, чтобы в нее не попадала одежда, задний багажник, комфортное седло с амортизацией и подножка.

Я в отличном состоянии, не попадал в неприятности. К хозяйке приехал из Санкт-Петербурга в 2014 году, все мои документы сохранились.

Я подойду любому с ростом 165-180 см.
Остальные скучные характеристики есть на Яндекс.Маркете.

Хозяйка согласна отдать меня за 11 000 ₽ — пишите ей в почту.

С нетерпением жду встречи ❤️

Передоз саморазвития

30 сентября 2018, 5:28

Я давно не ходила в отпуск так надолго. На целых три недели. Сегодня последний день. Я ничего не ждала от отпуска. Хотела просто переключиться. Я не планировала что-то сделать или в чем-то разобраться. Оно получилось само. Примерно на 12 день у меня к самой себе возник вопрос: Оль, а что тебе надо, чтобы тебе было хорошо? Какой бы тебе хотелось быть? Что для тебя хорошо? Когда тебе хорошо, то что у тебя есть, а чего нет? Ответы пришли, и все сложилось.

Предыстория

До этого, много лет назад, как-то так вышло, что я начала рисовать. А потом писать буквы. Все это хорошо, но через какое-то время я стала ожидать от себя чего-то большего. Саму себя сделала должной. Я должна нарисовать кучу картинок, выложить на стоки и заработать еще немного денег. Я должна продавать, что я рисую, ведь неплохо же получается. И вообще, я должна много и регулярно рисовать. Хотя, кому должна, было непонятно. Так я загналась и перестала рисовать совсем. Это стало не в кайф. Рисование ассоциировалось с дополнительным заработком и социальным одобрением. А надо ли мне все это? Вообще-то нет. Но я от себя это зачем-то требовала. Я зациклилась на рисовании, но не рисовала. Ни картинки, ни буквы.

Этот бложик стал прозябать. Потому что он тоже ассоциировался с картинками, и мне думалось, что сюда приходят за ними, а если картинок нет, то и жизни здесь тоже нет. Вроде все логично. Может когда-то сюда и правда приходили за смешными историями про человека Мяука, но что с того? Вообще-то, бложик всегда был местом, где я просто живу. И если у меня сейчас много букв без картинок, значит у меня сейчас есть мысли, которые хочется зафиксировать для себя и не забыть. И не важно, кому они интересны, пусть мне одной. К сожалению, когда рисование стало для меня каким-то центром вселенной, про это я как-то не думала.

Потом я немного почитала Людвига с его Недиваном, и главной темой у меня стало «разрешать себе не». Разрешать себе не рисовать. Не ждать чего-то от себя и не требовать. Не переживать из-за того, что не рисую, не развиваюсь куда-то там дальше и вот это все. И я наблюдала, что будет. После пары-тройки недель такого «не», случались приступы рисования, потому что прямо захотелось что-то сделать, что-то придумалось, и это было в кайф. Не потому что я требовала от себя, а потому что захотелось. Ну, и я такая подумала — во! Вот так надо. Надо просто не заставлять себя, и тогда будет хотеться все вот это делать, что я от себя требовала раньше.

Но это только половинка правды. Подвох ощущался краем ума, но не совсем.

Развязочка

Для меня все встало на свои места где-то на 12 день отпуска. Когда я ответила самой себе на фиг знает откуда взявшиеся вопросы: что для меня хорошо, что для меня быть счастливой, что я для себя хочу?

Оказалось, что я хочу вовсе не картинки и буквы рисовать. Саморазвития мне хватает. Мне нравится моя работа, там пока есть, что побеждать и делать лучше. Все сражения за спасение мира у меня там. И мне этого достаточно. Достаточно. Ключевое слово. Мне всего хватает. И интереса, и сложностей, и развития. А не хватает мне просто спокойствия. И времени, чтобы расслабиться и отдохнуть. И не думать, что я что-то кому-то должна. Пусть даже себе самой.

На двенадцатый день отпуска я ответила самой себе:

Оль, да у тебя все хорошо. Тебе не нужно никакое мифическое саморазвитие. Тебе надо чуть больше полюбить себя и позаботиться о себе. Тебе надо бороть свою тревожность. Тебе нужно просто быть спокойной. Тебе нужна чуть более размеренная жизнь. Чуть меньше суеты. Чуть больше времени для себя. Тогда тебе будет хорошо.

Да, я умею в каллиграфию, в леттеринг, в персонажей, в комиксы. Ну и что? Мне это не нужно. Если когда-то и буду рисовать, то не потому что я поставила себе такую задачу. А потому что само. Вырвалось. И не важно даже, что это будет. Может, вырвется что-то другое :) Ведь раньше я увлекалась разным, и фотографией, и шитьем. И не парилась по поводу того, что я это бросала. И не ждала от себя чего-то сверх. Просто делала, что нравится. Но в какой-то момент утерялось это ощущение, и кто-то, внешний мир или я сама, внушил мне, что я могу и должна делать больше, а не тратить время впустую.

Нет, погодите секундочку. Впустую? Да что же может быть важнее для меня, чем я сама? Даже в самолете по инструкции, если вдруг все идет не по плану, надо сначала надеть кислородную маску на себя, потом на ребенка. Потому что если тебе звездец, то никому ты уже не поможешь и ни о ком не позаботишься. Если ты расклеился, то зачем и на что тратить то самое драгоценное время? Ради какой такой зашибительной цели? Вот бы почаще про это вспоминать в обычной жизни...

В этом месте я пожалела, что все это озарение наступило не после недельных практик медитации или осознанного поедания изюма. А просто так. А то могла б говорить, что вот, оно работает :)

На самом деле, вся эта тема про успокоение мыслей мне будет нужна прямо сейчас. До этого я пробовала что-то, но оно не шло. Я понимала, что все эти медитации помогают расслаблять мозг, но тогда я к этому не пришла. Для этого не достаточно понимания, что это работает. Для этого еще нужно понимание, зачем оно тебе. А когда кругом суета, то важнее кажется порешать вопросики, чем послушать очередной трек на Headspace и привести мысли в порядок. Потому что цели и стремления другие.

И вот, только под конец отпуска мне стало ясно, в чем была моя ошибка, когда я, вдохновленная Недиваном, пробовала «разрешать себе не». Мне нужно было не просто «разрешать себе не», мне надо было понять, что оно мне вовсе не нужно. Потому что важнее всего заботиться о самой себе и понимать, что мне правда надо, что мне хочется. Главное — я сама. А все остальное фигня.

Любите себя.

❤️

Бот Большой библиотеки

3 сентября 2018, 21:37

В июне я писала про Большую библиотеку Контура. По-тихоньку библиотека растет, читателей становится больше, а значит больше времени нужно тратить библиотекарю, чтобы всем этим заниматься. Мы с Катей Пайль сделали бота в Телеграме, который многое упросил. Но сначала стоит вспомнить, как мы жили до бота.

Жизнь до бота

Что делают читатели

  • Берут книги.
  • Встают в очереди за книгами.
  • Заказывают новые книги.
  • Заказывают доставку книг в другие офисы Екатеринбурга, и возвращают оттуда прочитанное.

У библиотекарей чуть сложнее

  • Библиотекари ежедневно записывают книги на читателей и наоборот в гуглотаблице. Читатели сообщают о том, что взяли, на специальном листочке, а что сдали лежит на отдельной полке со стикерами «от кого». У читателей нет доступа редачить гуглотаблицу. Это сделано сознательно: в таблице легко что-то сломать, и информация станет неактуальной. Поэтому мы старательно переписываем ручками всю инфу с бумажных носителей.
  • Библиотекари записывают читателей в очереди.
  • Если книга освободилась, а ее кто-то ждал, библиотекари пишут читателю, что книгу можно забрать.
  • Упаковывают и отдают на переправку книги для читателей из других офисов.
  • Составляют список книг для покупки, заказывают книжки, а потом записывают их в гуглотабличку. Шлют письма ожидающим читателям о том, что книга появилась.
  • Шлют письма должникам — сейчас их около 50. Каждому надо написать, какие книги на руках, куда их сдавать. Некоторым читателям приходится писать несколько раз, потому что не все отвечают на письма и не все сдают книги сразу.

Это все адов труд. Адов — потому что формально должности библиотекаря нет, библиотекой заняты ребята, у которых свои проекты и своя работа. Все на чистом энтузиазме и желании сделать хорошо.

Что можно было бы автоматизировать

  • Запись книг на читателя. Чтобы не библиотекарь делал это руками, а читатель со своим логином-паролем.
  • Запись в очередь за книгой. Чтобы читатели делали это сами.
  • Уведомление о том, что книга освободилась, с инфой, где брать книгу. А в случае с читателем из другого офиса это письмо с вопросом, нужно ли переслать книгу. Иногда, когда подходит очередь, читатель из другого офиса может сказать, что книга уже не нужна, купил, или же заберет сам из офиса на Малопрудной, не хочет ждать доставки.
  • Уведомления библиотекарям, что книгу надо переслать. Когда попросил читатель из другого офиса или освободилась книга для такого читателя.
  • Уведомления должникам, что книги пора сдавать. Это самая напряжная работа, которая занимает дико много времени.
  • Автоматическое формирование таблицы с книгами для заказа, где указано что просят, кто и когда.

Вот бы у нас был такой сервис 🤔 Но пока его нет, приходится выкручиваться.

Бот в Телеграме

Пару недель назад мы запустили бота. По моим ощущениям все случилось быстро и достаточно небольно :) Катя — просто умничка. С ботом все в разы проще.

В чем помогает бот

Для читателя и библиотекаря возможности разные.

Читатель может

  • Найти книгу простым поиском по автору или названию.
  • Найти книгу по рубрике. Раньше мог только неудобной фильтрацией гуглотаблицы.
  • Отметиться, что он взял книгу. Сам! 😍 Библиотекарю теперь ничего не нужно записывать, все помнит база.
  • Попросить выслать книгу, если читатель находится в другом офисе.
  • Встать в очередь за книгой, которая занята, и выйти из очереди.
  • Посмотреть, что на нем записано.
  • Попросить купить книгу, которой нет.
  • Узнать, где находится библиотека или написать библиотекарю.

Библиотекарь может

  • Записать книгу на любого читателя и обратно — и это сейчас в разы быстрее, чем с гуглотаблицей ❤️
  • Записать читателя в очередь за книгой и наоборот.
  • Посмотреть, кто читает конкретную книгу и стоит за ней в очереди.
  • Редактировать любую книгу: название, автора, рубрику, число экземпляров.
  • Добавлять новые книги.
  • Смотреть, какие книги у конкретного читателя. Раньше можно было только поиском по гуглотаблице.
  • Посмотреть полный список всех должников. Раньше только глазами по всей таблице из 620 книг.
  • Посмотреть читателей, которые скоро уйдут из Контура, но которые не сдали книги. Раньше это было невозможно, так книги уходили вместе с сотрудниками.

Впрочем, вот все команды библиотекаря:

✨ Чертова магия

Бот умный, он дружит со Стаффом, внутренним сервисом Контура, где есть информация о всех сотрудниках. Бот берет из Стаффа логин Телеграма, если он был там указан, и так узнает читателя сразу. Читатель приходит впервые к боту, жмет кнопку «Мои книги» и видит все, что у него на руках — волшебство! ✨

Если бот не узнал сотрудника, он спросит его логин в Контуре, поищет такого в Стаффе, и если найдет, запомнит читателя. Из Стаффа бот знает, в каком офисе работает читатель. Если читатель из другого офиса в Екатеринбурге скажет «Хочу книгу», бот предложит переслать ее читателю.

Из Стаффа мы берем информацию о людях, которые собрались уходить из Контура. Затем пересекаем с теми, у кого на руках книги — получается список ребят, у кого нужно попросить сдать книги, пока не поздно. Этот список получает библиотекарь по команде в боте. Возможно, в каком-то сильно отдаленном будущем это будет происходить автоматом с уведомлением библиотекарю, если кто такой нашелся.

Еще у нас в планах слать автоматом уведомления должникам и кой-чего по мелочи.

Уведомления библиоткарю

Бот шлет библиотекарю уведомления. Например, если кто-то встал в очередь или взял книгу:

Такие уведомления мы выделили совушками, чтобы отделить их от своих запросов боту. Более важные уведомления мы выделили восклицательными знаками, они требуют действий от библиотекаря. Например, если нужно выслать книгу читателю из другого офиса:

Есть и обычные подтверждения действий библиотекаря с галочкой:

В последнем примере красный кирпичик означает, что все экземпляры книги заняты, а всего их пять. У библиотекаря в сообщениях от бота больше информации, ее приходится сокращать и компактно упаковывать. Если знаешь все эти обозначения — это только удобно. Для читателей все сообщения понятные, тексты более подробные.

Интерфейс читателя

Стартовый экран:

Когда читатель нажал кнопку «Мои книги»:

Проектирование интерфейса

В интерфейсе бота не так много средств что-то выделить. В основном жирный текст и отступы. Так что эмоджи иногда спасают, чтобы обозначить структуру. Проектировать бота было интересно и необычно.

Главное, что я поняла:

В бота не стоит наворачивать много возможностей. Если что-то может быть вынесено и сделано где-то еще, не в боте, лучше вынести.

Интерфейс бота не такой уж могучий, чтобы ворочать много сценариев. Нужно четко понимать главную ценность бота и уберегать ее от захламления другими «хотелками». У нас главное — это записать на себя книгу, встать в очередь. Это существенно облегчает жизнь библиотекарю, как бы эгоистично это ни было. Остальное это уже дополнительные возможности.

Мы по-прежнему оставили лист для записи в библиотеке, потому что у кого-то может не быть с собой телефона или даже Телеграма. По ощущениям сейчас половина людей записывается на листочке, а половина самостоятельно в боте. Есть пару моментов, которые могут напрячь читателя или библиотекаря.

Что может пойти не так

Первая проблема
Читатель сидит дома или за своим рабочим местом и начинает записывать книги на себя. А в это время те же книги берет кто-то другой. Или уже взял, ведь кто-то мог отметиться на листочке в библиотеке, а библиотекарь не успел перенести все в базу.

Отсюда правило:

Записывай книгу на себя только тогда, когда ты физически нашел ее в библиотеке.

На самом деле это не такая большая проблема. Если читатель не найдет книгу на полке, он свяжется с библиотекарем и ситуация как-то разрешится. Вторая проблема серьезней.

Вторая проблема
Читатель пришел в библиотеку без телефона, взял книгу и подумал: дойду до рабочего места и запишу на себя книгу. Как бы ни так. Пока идешь на место, уже подумаешь о десяти других вещах, поболтаешь с коллегами и забудешь напрочь.

Отсюда второе правило:

Записывай книгу на себя прямо в библиотеке. Нет телефона с Телеграмом — запишись на листочке.

Уж лучше так, чем никак. Иначе книги теряются, из дома их забывают возвращать.

Одним глазочком

Сейчас я дам ссылку на бота, но вы должны понимать, что только ребята из Контура могут записывать на себя книги и вставать за ними в очередь. Очень надеюсь, что вы не станете ломать бота, подбирать логины сотрудников Контура и все такое. В этом случае нам придется его выключить и огребать. Вы же не злодеи? В боте можно посмотреть, какие книги у нас есть и, пожалуй, все.

Бот Большой библиотеки в Телеграме

Отдельным постом хочу написать, как мы тюнили всякое удобство и понятность для пользователей. Не только бота, всего вокруг библиотеки. Пользователи под боком — исследуй сколько влезет, меняй, проверяй гипотезы :) Это очень увлекательно. Надеюсь, дойдут руки написать.

Коплю на Макбук

11 июня 2018, 20:32

Иногда я что-то рисую людям, а они спрашивают, как меня отблагодарить. Шоколадки есть надоело, поэтому я сделала специальную страничку. Пусть лучше копится здесь.

Ну и вообще, вся история правда, поэтому если кто-то желает загладить кошкину вину — всегда пожалуйста :)

Большая библиотека Контура

9 июня 2018, 1:08

Я уже писала здесь про библиотеку дизайнеров. Так вот с тех пор многое изменилось.

Если ты из Контура, то первую часть ты читал в постах на Стаффе, можешь немного пролистать :) Пост длинный, картинок много.

Предыстория

В Управлении разработки Контура было несколько библиотек: у дизайнеров, тестировщиков, аналитиков и пару библиотек у разработчиков. Ими занимались разные люди.

В библиотеке дизайнеров сменилось несколько библиотекарей, с июня 2017 года года ей занималась я. Книги могли взять только дизайнеры. Искать книги в оффлайне было неудобно, а в онлайне невозможно.

Первое, что я сделала — разложила все книги в оффлайне по категориям.

Так нужную книгу можно было найти вживую.

Все книги из Блогово я перенесла в гуглотабличку — общим списком и по рубрикам. Костыльно, но книги после этого можно было найти в онлайне.

Еще я какое-то время слала рассылки дизайнерам, вручную сверстанные, ламповые: о новых книгах, о том, что происходит в библиотеке, как можно читать больше книжек, почему полезно делиться отзывами. Рассылки взлетели, книги стали брать, про библиотеку стали говорить, вокруг стали узнавать, что она вообще есть. Моя гипотеза подтвердилась — вокруг библиотеки полезно формировать свое пространство для общения, ребятам понравилось.

Неожиданный поворот

Библиотека дизайнеров начала набирать популярность в массах, книги стали просить разработчики. Это понятно, потому что у нас были книги не только по дизайну, но и по управлению командами, маркетингу, психологии, общению. И тут это дурацкое правило, что книги могут брать только дизайнеры. Если ты разработчик иди в другую библиотеку. А там не факт, что книга есть и что ее вообще купят. Я подумала, что это фигня какая-то, читать должны все, кто хочет, ведь мы все работаем в одной компании. И понеслось.

Мы с Сережей Соловьевым встретились со всеми библиотекарями на Широкой речке, пообсуждали слияние библиотек. Со всеми удалось договориться. А с Виталей Рощупкиным и Катей Пальчиковой мы не только договорились, ребята стали очень помогать во всей организационной движухе. Это бесценно. В одного провернуть все, что было, очень сложно.

Библиотечный сервис

Параллельно с этим было понимание, что должен быть библиотечный сервис, в котором читатели могут искать книги, записывать их на себя, писать и читать отзывы. Такой сервис начинал делать Паша Флягин, поэтому мы взяли эти наработки вместе с Пашей и начали фигачить то, что нам было нужно.

Сейчас сервис все еще пишется. Паше помогают и дргугие ребята. Мы все в надежде, что когда-то он запустится.

Объединение

Мы решили не откладывать объединение библиотек, поэтому договорились об отдельной комнате для книг, и совершили глобальный переезд с переписью всего, что есть.

На фото процесс переезда. На полках временные стикеры с примерными рубриками.

Параллельно мы писали письма нескольким десяткам людей, у кого книги были давно на руках, чтобы узнать, достоверна ли информация, существует ли книга. Много книг было утеряно. Но ничего. Кажется, если сделать удобной запись книги на себя, четко прописать правила, то все должно сработать. У нас гипотеза, что в Контуре книги все же не тащили, просто иногда забывали отметиться, так книги оставались жить у читателей.

Библиотека в оффлайне

В комнате библиотеки мы постепенно наводим уют. Все книги стоят по рубрикам.

Рубрикаторы из пенокартона легко перемещаются при необходимости

У входа есть простенький ноут с открытой гуглотаблицей, в ней можно поискать книги и всяко пофильтровать.

На белых стеллажах у нас стоят книги, за которыми мы следим. Это книги по профессиональной тематике или близкой к ней. Главный критерий, покупаем ли книгу — она помогает развиваться профессионально. То есть книги по психологии, общению, нейронауке там еще будут, а вот про йогу и здоровое питание уже нет.

Читатели отмечают, что взяли, на специальном листочке, я потом заношу это в табличку, которая доступна только библиотекарям.

Пока никакой автоматизации, но читатели рады. Мы даже пересылаем книги в другие офисы. Я договорилась о том, чтобы их отправляли с внутренней почтой, у нас есть такая между офисами.

Читатели сдают книги на отдельную полочку у входа и подписывают свое имя на стикере.

Я кладу книгу на правильную полку и отмечаю в табличке, что книга освободилась.

В библиотеке есть два черных стеллажа для буккроссинга. Там правил нет, читатели берут книги и приносят их из дома, как вздумается. Недавно кто-то принес туда целое собрание Терри Пратчетта.

В дальнем конце комнаты есть уютный уголок, заботливо отгороженный стеллажами. Там ковер, торшеры, кресла с пуфами, небольшие столики.

Иногда уголок используют не по назначению по разным причинам. Мы бдим :) Потому что библиотека в первую очередь для читателей. Если ты никому не мешаешь читать, окей, сиди там с ноутом или пей кофе. Только на книжки не проливай.

Ex Libris

Когда я думала, что должно быть в нашей библиотеке, я не могла пройти мимо этой темы. Свой экслибрис! Мечты сбываются.

Теперь все книги в библиотеке им помечены. Кто не в теме — вот статья в вики.

С наброском для штампика мне помогали советами наши дизайнеры. Итоговый эскиз был сделан на основе идеи Ильи Феофанова.

Социалочка

Вокруг библиотеки нужно формировать информационный фон. Больше слышишь про библиотеку — выше шанс, что возьмешь книгу. Сейчас я уже не шлю ламповые рассылки, это адов труд. К тому же, в Контуре есть своя соцсеть — Стафф. Так что мы создали там сообщество Большая библиотека. Посты пока что придумывать несложно, новостей много. Так выглядит начало поста с вестями:

Между блоками текста и в конце поста вставляю картиночки-разделители, как в этом посте :) Мелочь, а приятно.

Бывают еще посты про новые книги и посты с отзывами. Да, читатели публикуют отзывы. Это прямо радует.

Аватарка у сообщества — Бб. Потому что Большая библиотека. А еще она похожа на школьные прописи. Обучение, знания, книги...

Что читают

Сейчас в библиотеке 580 книг. Какие-то из них в нескольких экземплярах, зависит от популярности. Самая популярная «Пиши, сокращай» Ильяхова. Их у нас 11, сейчас все на руках. Их сдают, но тут же берут.

У нас много читают про психологию, личностное развитие и эффективность. Управление командами, проектами тоже хорошо берут. Книги о дизайне читают не только дизайнеры.

Как работают процессы

Про разную бюрократию не буду писать, это не интересно. Она есть, ее замечают только библиотекари. Тут стараемся тоже оптимизировать, но пока что заказывать книги иногда больно.

У нас 4 библиотекаря. На заказах книг дежурим по очереди. Заказываем все, что просят, если книги по профессиональной тематике. Когда спрос большой, заказываем несколько экземпляров. Следим, чтобы не было больших очередей — это повод заказать еще или спросить с должников книги. Читать разрешаем до 3 месяцев, потом спрашиваем, как дела. В будущем планируем автоматизировать, спрашивать будут рассылки. Писать читателям «когда вернешь» геморно: их много, а значит много писем. Они забывают, как и все обычные люди, даже если очень хотят сдать книгу. Это нормально. И без автоматизации тут печаль.

Каждый день я отмечаю в гуглотаблице, кто что взял и сдал в библиотеке, упаковываю книги на переправку в другие офисы. Не припоминаю дня, чтобы не было книг в ту или другую сторону.

За книгой можно встать в очередь, если она на руках — говоришь библиотекарю, записываем в гуглотаблицу. Чтобы было проще, коммуникации с читателями я замкнула на себе. Считаю, что хорошо, когда не надо думать, кому писать. Поэтому по любым вопросам — ко мне. Дальше при желании можно маршрутизировать.

Чем проще схема взаимодействия для читателей, чем меньше преград, тем больше шансов, что будут читать, задавать вопросы, просить заказать книги.

Общение тоже важно. В постах на аудиторию в 530 человек общаюсь просто, стараюсь сокращать дистанцию, часто пишу на «ты»: решил сдавать — клади на желтую полочку. Это не на внешний мир, только на своих в Контуре, так что здесь так можно. Если это пост с правилами, то инфостиль решает, как нигде. Проще формулировки — легче запомнить, куда нести, как брать.

Прошел год, как началась вся эта история. Я до сих пор живу библиотекой. Идешь домой, а думаешь, что вот эту штуку там можно вот так круто сделать или вот это надо бы тоже. Кое-что интересненькое еще есть в планах :) Рук меньше, чем идей. Но мы продолжаем стараться, не сбавляем темпы.

По постам в бложик заметно, что я маленько исчезла из социального пространства. Это потому что в оффлайне хватает интересного. Но писать хочется. Про интересные штуки надо рассказывать. Как минимум для себя на память. Как максимум — на пользу другим.


iPad Bootcamp

7 июня 2018, 19:21

В апреле я прошла курс у Аманды Арнеил по рисованию Apple Pencil на iPad. В основном мы работали в Procreate, лишь изредка делали некоторые элементы в других приложениях. Например, акварельные пятна, блоки текста, сеточки.

К курсу прикладывались кисти для Procreate, запчасти для некоторых заданий, мокапы для оформления готовых работ.

В курсе 4 основных блока:

  1. Основы работы в Procreate.
  2. Разные спецэффекты с цветом, наложением.
  3. Создание журналов, логов, трекеров.
  4. Создание приглашений, карточек с именами для разных мероприятий, в том числе свадеб.

Основы работы в Procreate

Интересный и полезный блок. Не потому что Procreate сложно освоить самостоятельно, а потому что в этом блоке мы тренировали кое-какие навыки. Когда запоминаешь, что такую-то штуку делать проще всего вот так, потом легко используешь это знание. Ну и вообще, одно и то же можно сделать разными способами. Здесь мы работали с примитивными формами, красоту пока не создавали, тренировали навыки работы с инструментами.

Разные спецэффекты с цветом, наложением

Это то, чем пестрят инстаграммы. Здесь уже можно выкладывать свои работы и получать лайки :)

Создание журналов, логов, трекеров

Это самое неинтересное для меня. Просто потому что такие вещи удобней делать в дугих приложениях, другими способами. Но красиво, чего уж там.

Создание приглашений, карточек с именами для разных мероприятий

Тут было прикольно. Акварельные паттерны вроде бы еще не вышли из моды. А сочетание акварели и леттеринга — вообще огонь! Хочу, чтобы у меня кто-нибудь заказал это.

Монограмма:

Карточки с именами:

Вообще, рисовать яблочным карандашом одно удовольствие. Не ожидала, что настолько понравится. Procreate тоже магический. Навореченный, как фотошоп, но все очень удобно и просто делать. Слои, маски, режимы наложения, разные типы выделений, цветовые палитры, миллион кистей с триллионом настроек у каждой. В общем, можно закопаться и не вылезать оттуда. Постараюсь еще повыкладывать, что пробовала рисовать на Айпадике. В инстаграме оно местами уже было.

Ctrl +  Ранее