Большая библиотека Контура

9 июня, 1:08

Я уже писала здесь про библиотеку дизайнеров. Так вот с тех пор многое изменилось.

Если ты из Контура, то первую часть ты читал в постах на Стаффе, можешь немного пролистать :) Пост длинный, картинок много.

Предыстория

В Управлении разработки Контура было несколько библиотек: у дизайнеров, тестировщиков, аналитиков и пару библиотек у разработчиков. Ими занимались разные люди.

В библиотеке дизайнеров сменилось несколько библиотекарей, с июня 2017 года года ей занималась я. Книги могли взять только дизайнеры. Искать книги в оффлайне было неудобно, а в онлайне невозможно.

Первое, что я сделала — разложила все книги в оффлайне по категориям.

Так нужную книгу можно было найти вживую.

Все книги из Блогово я перенесла в гуглотабличку — общим списком и по рубрикам. Костыльно, но книги после этого можно было найти в онлайне.

Еще я какое-то время слала рассылки дизайнерам, вручную сверстанные, ламповые: о новых книгах, о том, что происходит в библиотеке, как можно читать больше книжек, почему полезно делиться отзывами. Рассылки взлетели, книги стали брать, про библиотеку стали говорить, вокруг стали узнавать, что она вообще есть. Моя гипотеза подтвердилась — вокруг библиотеки полезно формировать свое пространство для общения, ребятам понравилось.

Неожиданный поворот

Библиотека дизайнеров начала набирать популярность в массах, книги стали просить разработчики. Это понятно, потому что у нас были книги не только по дизайну, но и по управлению командами, маркетингу, психологии, общению. И тут это дурацкое правило, что книги могут брать только дизайнеры. Если ты разработчик иди в другую библиотеку. А там не факт, что книга есть и что ее вообще купят. Я подумала, что это фигня какая-то, читать должны все, кто хочет, ведь мы все работаем в одной компании. И понеслось.

Мы с Сережей Соловьевым встретились со всеми библиотекарями на Широкой речке, пообсуждали слияние библиотек. Со всеми удалось договориться. А с Виталей Рощупкиным и Катей Пальчиковой мы не только договорились, ребята стали очень помогать во всей организационной движухе. Это бесценно. В одного провернуть все, что было, очень сложно.

Библиотечный сервис

Параллельно с этим было понимание, что должен быть библиотечный сервис, в котором читатели могут искать книги, записывать их на себя, писать и читать отзывы. Такой сервис начинал делать Паша Флягин, поэтому мы взяли эти наработки вместе с Пашей и начали фигачить то, что нам было нужно.

Сейчас сервис все еще пишется. Паше помогают и дргугие ребята. Мы все в надежде, что когда-то он запустится.

Объединение

Мы решили не откладывать объединение библиотек, поэтому договорились об отдельной комнате для книг, и совершили глобальный переезд с переписью всего, что есть.

На фото процесс переезда. На полках временные стикеры с примерными рубриками.

Параллельно мы писали письма нескольким десяткам людей, у кого книги были давно на руках, чтобы узнать, достоверна ли информация, существует ли книга. Много книг было утеряно. Но ничего. Кажется, если сделать удобной запись книги на себя, четко прописать правила, то все должно сработать. У нас гипотеза, что в Контуре книги все же не тащили, просто иногда забывали отметиться, так книги оставались жить у читателей.

Библиотека в оффлайне

В комнате библиотеки мы постепенно наводим уют. Все книги стоят по рубрикам.

Рубрикаторы из пенокартона легко перемещаются при необходимости

У входа есть простенький ноут с открытой гуглотаблицей, в ней можно поискать книги и всяко пофильтровать.

На белых стеллажах у нас стоят книги, за которыми мы следим. Это книги по профессиональной тематике или близкой к ней. Главный критерий, покупаем ли книгу — она помогает развиваться профессионально. То есть книги по психологии, общению, нейронауке там еще будут, а вот про йогу и здоровое питание уже нет.

Читатели отмечают, что взяли, на специальном листочке, я потом заношу это в табличку, которая доступна только библиотекарям.

Пока никакой автоматизации, но читатели рады. Мы даже пересылаем книги в другие офисы. Я договорилась о том, чтобы их отправляли с внутренней почтой, у нас есть такая между офисами.

Читатели сдают книги на отдельную полочку у входа и подписывают свое имя на стикере.

Я кладу книгу на правильную полку и отмечаю в табличке, что книга освободилась.

В библиотеке есть два черных стеллажа для буккроссинга. Там правил нет, читатели берут книги и приносят их из дома, как вздумается. Недавно кто-то принес туда целое собрание Терри Пратчетта.

В дальнем конце комнаты есть уютный уголок, заботливо отгороженный стеллажами. Там ковер, торшеры, кресла с пуфами, небольшие столики.

Иногда уголок используют не по назначению по разным причинам. Мы бдим :) Потому что библиотека в первую очередь для читателей. Если ты никому не мешаешь читать, окей, сиди там с ноутом или пей кофе. Только на книжки не проливай.

Ex Libris

Когда я думала, что должно быть в нашей библиотеке, я не могла пройти мимо этой темы. Свой экслибрис! Мечты сбываются.

Теперь все книги в библиотеке им помечены. Кто не в теме — вот статья в вики.

С наброском для штампика мне помогали советами наши дизайнеры. Итоговый эскиз был сделан на основе идеи Ильи Феофанова.

Социалочка

Вокруг библиотеки нужно формировать информационный фон. Больше слышишь про библиотеку — выше шанс, что возьмешь книгу. Сейчас я уже не шлю ламповые рассылки, это адов труд. К тому же, в Контуре есть своя соцсеть — Стафф. Так что мы создали там сообщество Большая библиотека. Посты пока что придумывать несложно, новостей много. Так выглядит начало поста с вестями:

Между блоками текста и в конце поста вставляю картиночки-разделители, как в этом посте :) Мелочь, а приятно.

Бывают еще посты про новые книги и посты с отзывами. Да, читатели публикуют отзывы. Это прямо радует.

Аватарка у сообщества — Бб. Потому что Большая библиотека. А еще она похожа на школьные прописи. Обучение, знания, книги...

Что читают

Сейчас в библиотеке 580 книг. Какие-то из них в нескольких экземплярах, зависит от популярности. Самая популярная «Пиши, сокращай» Ильяхова. Их у нас 11, сейчас все на руках. Их сдают, но тут же берут.

У нас много читают про психологию, личностное развитие и эффективность. Управление командами, проектами тоже хорошо берут. Книги о дизайне читают не только дизайнеры.

Как работают процессы

Про разную бюрократию не буду писать, это не интересно. Она есть, ее замечают только библиотекари. Тут стараемся тоже оптимизировать, но пока что заказывать книги иногда больно.

У нас 4 библиотекаря. На заказах книг дежурим по очереди. Заказываем все, что просят, если книги по профессиональной тематике. Когда спрос большой, заказываем несколько экземпляров. Следим, чтобы не было больших очередей — это повод заказать еще или спросить с должников книги. Читать разрешаем до 3 месяцев, потом спрашиваем, как дела. В будущем планируем автоматизировать, спрашивать будут рассылки. Писать читателям «когда вернешь» геморно: их много, а значит много писем. Они забывают, как и все обычные люди, даже если очень хотят сдать книгу. Это нормально. И без автоматизации тут печаль.

Каждый день я отмечаю в гуглотаблице, кто что взял и сдал в библиотеке, упаковываю книги на переправку в другие офисы. Не припоминаю дня, чтобы не было книг в ту или другую сторону.

За книгой можно встать в очередь, если она на руках — говоришь библиотекарю, записываем в гуглотаблицу. Чтобы было проще, коммуникации с читателями я замкнула на себе. Считаю, что хорошо, когда не надо думать, кому писать. Поэтому по любым вопросам — ко мне. Дальше при желании можно маршрутизировать.

Чем проще схема взаимодействия для читателей, чем меньше преград, тем больше шансов, что будут читать, задавать вопросы, просить заказать книги.

Общение тоже важно. В постах на аудиторию в 530 человек общаюсь просто, стараюсь сокращать дистанцию, часто пишу на «ты»: решил сдавать — клади на желтую полочку. Это не на внешний мир, только на своих в Контуре, так что здесь так можно. Если это пост с правилами, то инфостиль решает, как нигде. Проще формулировки — легче запомнить, куда нести, как брать.

Прошел год, как началась вся эта история. Я до сих пор живу библиотекой. Идешь домой, а думаешь, что вот эту штуку там можно вот так круто сделать или вот это надо бы тоже. Кое-что интересненькое еще есть в планах :) Рук меньше, чем идей. Но мы продолжаем стараться, не сбавляем темпы.

По постам в бложик заметно, что я маленько исчезла из социального пространства. Это потому что в оффлайне хватает интересного. Но писать хочется. Про интересные штуки надо рассказывать. Как минимум для себя на память. Как максимум — на пользу другим.


iPad Bootcamp       Ctrl       Коплю на Макбук

1 комментарий

Миша О.

А расскажи, как вы мотивируете людей читать? Как сделать так, чтобы читать какие-то книги по работе было модно? Как создать среду? Если вы уехали из Блогова, то где отзывы и рейтинги (они вроде были)?

Ольга Коновалова

Честно говоря, отзывы и рейтинги в Блогово работали плохо. Туда мало кто ходил, отмечался. Отзывы писали единицы, очень мало. А еще приходят новые дизайнеры и ничего не знают про Блогово, ни разу туда не ходили. Для сравнения — сейчас, по офису когда водят экскурсии ребят-студентов, им показывают библиотеку в оффлайне. Потому что она клевая. А раньше фиг знает, кто про нее узнавал.

К тому же, одно дело запилить в Блогово такие возможности, другое — привлекать туда людей. Вокруг библиотеки не было никакого фона. Была тишина. А сейчас о ней говорят. Упоминают в каких-то своих статьях на Стаффе. Стафф живой, им пользуются. Если я вижу, что кто-то упомянул какую-то книгу в статье, то в комментах напоминаю, что она есть в библиотеке, даю ссылочку на сообщество. Я уже не припоминаю кто, может Паша Егоров, запустил челлендж #прочитано. Это не связано с библиотекой, просто предложение ребятам рассказать, что прочли в последнее время интересного, статью или книгу. Тот, кому пришел вызов, пишет постик и передает эстафету следующим скольки-то людям. Вот там книги упоминают частенько.

Еще мне кажется хорошо, когда библиотека воспринимается не как что-то нудное, а как что-то прикольное, веселое. Поэтому я разрешаю себе пошалить иногда, как с листком для записи, что взял :)

Еще на руку играет то, что комната библиотеки отдельная, в нее можно прийти в свободное время и поковыряться в книгах. Это минус гигантский барьер. Если не знаешь что почитать, можно пойти и порыться в какой-то близкой тебе рубрике — что-то точно отыщешь. За эту комнату мы прям боролись и долго ждали. Она удобно расположена, на 2 этаже. Это нерабочий этаж, тут кофейня, рядом спортзалы, учебные классы. Можно перед уходом с работы заскочить и взять книгу. Уют в комнате тоже решает. Есть угол, где почитать — туда приходят и читают. Там очень приятно находиться.

Еще я стараюсь регулярно писать в сообщество. Про новые книги понятное дело рассказываю. Еще как-то решила рассказывать про то, что прикольное прочли и сдают или что хорошее залежалось. Такие посты работают. Отзывы ребят тоже хорошо. Отдельный плюс Стаффа, что после поста с отзывами рождаются комменты. Одному понравилась книга, другой пишет, что ее читать невозможно, а вот есть другая она клевая. Я тут же записала последнюю к себе для заказа.

В общем, тут надо постоянно мониторить, что происходит, ловить книжную волну и подстраиваться. Ну и самому генерить контент полезный, саму библиотеку делать не убогой. Сложные правила долой, разные внутренние тонкости читатели знать не должны, все должно быть просто.

Пока так. Но сервис книжный с отзывами и рейтингами очень ждем.