2. Общайся

28 июня, 11:25

В прошлой заметке я рассказала о том, что мы ожидаем от нового проектировщика. Выяснилось, что новичку крайне важны навыки общения. Поэтому в нескольких постах я буду говорить о коммуникациях, расскажу, с чем на первых порах сталкивается проектировщик, и как ему вести себя в непростых случаях.

В этой заметке я расскажу, кого и о чем надо спрашивать.

Задавай вопросы

Первое, чему стоит научиться в Контуре — не бояться подходить к людям с вопросами. Самостоятельность — это хорошо. Уметь гуглить — тоже хороший навык. Но некоторые вещи могут рассказать только коллеги. Они уже давно варятся в проекте, знают особенности, погружены в предметную область. И только они смогут развернуто ответить на твои вопросы. Ты просто сэкономишь время. Так что активно общайся с командой во время решения задачи.


Пользователи и сценарии

О том, как устроена жизнь пользователей, часто знают аналитики. Многие из них пришли из технической поддержки пользователей, так что они многое повидали. Они знают конкретные сценарии, особенности поведения пользователей.

Если в проекте есть свой юзабилити-специалист — он тоже много всего знает. Возможно, у него есть нужные тебе исследования, записи интервью, транскрипты. Если информации не хватает, можно запустить новый опрос или съездить на интервью.

Маркетологи могут рассказать тебе, почему люди покупают сервис, что ценят в нем, как покупают. Это тоже помогает сформировать представление о пользователе.


Как это работает

Как все работает в сервисе знают не только аналитики, но и разработчики. А если не знают, то могут почитать код и узнать. Да, бывает так, что какие-то старые части кода писали люди, которые уже не работают в проекте, и поэтому сложно с ходу сказать, как все устроено. Но чаще всего разработчики знают, спрашивай.


Проработка деталей

Тестировщики могут помочь добыть экран сервиса, который сложно получить самостоятельно. Например, в твоей учетке нет отправленных отчетов, ты не можешь отправить отчет без сертификата, а тебе нужно посмотреть, как все это выглядит.

Кроме того, тестировщики знают, с чем связана какая-то отдельная фича, какие места сервиса может затронуть твое изменение. Это поможет тебе более полно проработать все ситуации поведения интерфейса. Ну и конечно, они дадут доступ к тестовым учеткам на боевой или тестовым стендам.

Очень рекомендую смотреть на новую фичу до релиза на тестовом стенде. Так ты можешь заметить какие-то детали и несоответствия, о которых разработчики не подумали, не догадались, не заметили в прототипе. Или даже просто посмотреть на верстку. Часто такое могут замечать тестировщики, но взгляд проектировщика не помешает.


Тексты

Иногда в проектах есть редакторы, технические писатели, маркетологи. Эти ребята обычно знакомы с Ильяховым и могут помочь с текстами в интерфейсе. Они прекрасно умеют писать лонгриды и короткие сообщения об ошибках. Не стесняйтесь просить их о помощи. Классные тексты сложно переоценить.


Процессы и внутренняя кухня

Менеджер разработки может рассказать, как устроены процессы. Если что-то работает не так, как хотелось бы, он поможет скорректировать и настроить. Если не складывается общение с командой — спроси его, почему все так происходит, как можно сделать так, чтобы стало нормально.

Когда возникают такие ситуации, поговори со своим наставником. Вряд ли он сразу бросится вмешиваться, сначала он попробует помочь тебе, чтобы ты справился самостоятельно. Он подскажет, на что стоит обратить внимание, подсветит острые моменты, расскажет, как себя вести, что делать, настроит на нужный лад.

Хорошо научиться решать конфликты самому. Но если ситуация затягивается и не разрешается, наставник вмешается, поговорит с менеджером. В любом случае не терпи. Нет задачи пасть смертью храбрых. Есть задача не потерять мотивацию и наладить процессы взаимодействия в команде. Наставник поможет.

Выводы

Первые сомнения и страх новичков — начать отвлекать людей от работы своими вопросами. Прошлый опыт часто говорит им о том, что нужно работать самостоятельно. Но в этом случае новичку будет сложно решать задачи. Выход один — задавать вопросы.

В Контуре личного общения больше, чем где-то еще, все к этому привыкли. Не решай задачи в одиночестве. Нормально, если во время решения задачи ты несколько раз в день подходишь к аналитику. Конечно, не стоит отвлекать людей каждые 5 минут. Если работа не встает, можно немного подкопить вопросов и задать их раз в пару-тройку часов — смотри по ситуации.

Главное помни — в Контуре тебе готовы помочь по любым вопросам, только начни их задавать.

В следующей заметке читай о том, как презентовать свои решения команде.