Избранное

Меловые доски

1 апреля, 22:51

В прошлом году я нарисовала две доски для кофейни Контура. Пару недель назад пришло время обновить их. Первая доска осталась прежней, на второй заменилась нижняя часть и появилась третья доска.

Вот так поменялась вторая доска:

Завтраки переехали на третью доску, теперь им стало вольготно:

Эта доска получилась лучше, прошлые ошибки учла. Но все равно есть над чем работать. Следующий левел ап — работа с цветом.

Курс иллюстрации Ксюши Федюлиной

3 марта 2017, 22:41

В конце прошлого года я целый месяц ходила на курс по иллюстрации от Школы Калачевой. Преподавала замечательная Ксюша Федюлина. Она заботливо поила нас чаем с травами из дома и пыталась хоть как-то расслабить после рабочего дня. Атмосфера была приятная.

Разными были не только темы, но и техники. Мы использовали всякие хитрые способы создания, придумывания иллюстраций. Это был большой новый опыт. Было очень интересно, полезно, насыщенно. Я попробовала новые материалы, восторг был, как у ребенка.

Первые задания были связаны с коллажами. На первый взгляд кажется, что это проще, можно не рисовать самому, или же рисовать, но лишь потом думать про композицию. Но не тут то было. Компоновать не так просто. Нужно создать целостный сюжет, а не просто совместить разрозненные предметы. В этом я не была особо сильна. Вот, например, мои попытки рисовать гуашью. Коллаж по самизнаетекакому фильму :)

Еще одно задание. Тянем бумажки, на которых чьи-то фоточки, а потом бумажки, на которых написано «что делает». Соединяем и получаем милые смешные сценки :) У меня опять попался Гарри, он жарит зефирки над костром. Удобно слолжилось, у него даже палочка своя есть.

В следующем задании мы рисовали сценку с фотографии. Для многих это оказалось сложным. Потому что есть большой соблазн начать рисовать фотореалистичную сцену, людей с правильной анатомией. А у нас все же иллюстрация, нужно было все это дело стилизовать, чтобы в иллюстрации был какой-то свой характер, стиль. Точность тут не была важна.

Мне так это понравилось, что я нарисовала две иллюстрации по фото :)

На другом занятии каждый из ребят начинал рисовать в определенной технике на листе, а потом мы менялись по кругу и получается так, что мы дорисовывали уже начатую иллюстрацию и попробовали разные техники. У каждой работы авторами были все.

Тут я попробовала пастель. Это вообще интересный материал. С ней не добьешься такой точности и тонкости, как с маркерами или карандашами. Но в этих линиях что-то есть. Будто целые мазки кистью. Вон мой петух.

Еще мы пробовали рисовать людей в движении. Не обязательно мастерски владеть анатомией, чтобы почувствовать и передать динамику. Такие иллюстрации отличаются от статичных живостью. В трех картинках процесс:

Под новый год не обошлось и без открыток. По первому заданию у меня медведь должен был разглядывать открытки в лупу. Вот итог и наброски:

А по второму — медведь должен тащить елку:

Задание про логотип было настоящее. Есть ребята, которые вручную делают очень милые, душевные коробочки для колечек. Им действительно был нужен логотип, и мы пытались его придумать. В конце у Ксюши был план показать все наши логотипы ребятам, и если они захотят, смогут забрать понравившийся. В итоге ребята посмотрели все наши работы, порадовались движухе и выбрали мой логотип :) Передача файлов все еще в процессе.

За кадром остались еще работы, задания и море позитива. Спасибо Ксюше за курс :)

З.Ы. Если тут есть знатоки и любители верстки, вы можете нанести мне небольшую пользу. Скажите, как выровнять эту чертову фотораму с картинками по центру текстового блока, куда что прописать? Шлите письма голубями на me@oromanova.ru.

Стикеры в Телеграм

1 февраля 2016, 2:01

Для Телеграма можно создавать свои стикеры. Я нарисовала свои. Если нравятся, можете и себе поставить.

Пусть вас не пугает обилие рамочек, скриншотила из файндера, чтобы проще их всех вместе получить.

Upd: добавила еще несколько. Сейчас в наборе 30 стикеров.

Набор будет пополняться вариантами, буду пост обновлять. Не знаю, надо ли для обновления набора что-то руками делать, или он сам обновится у вас. Я у себя удаляю набор и снова добавляю.

Мне можно предложить добавить в набор какой-то вариант стикера, я его нарисую и добавлю, если мне самой захочется :)

Upd2: Сегодня третий день, как выложила стикеры. Самый используемый — с сердечками, всего 37 использований, а за вчера 29 :) Потом идут «а-ха-ха!» и «крутяк!»

Upd3: 15 апреля появились стикеры «Кто молодец?» и «Вот это поворот!».

Upd4: 4 ноября 2016 добавила стикер «Некогда объяснять».

Италия. Часть 1

1 ноября 2015, 19:52

В 2014 году, с 14 по 28 сентября мне выдалось побывать в Италии. И не просто побывать, но еще и поучиться недельку на интенсиве по иллюстрации на базе Везувианского института гуманитарных наук. Курс организовывал когда-то существовавший ЛАК.Project. На курс с нами ехал крутой иллюстратор Стив Симпсон. В январе того же 2014 года я училась у него на двухдневном интенсиве по иллюстрации и мне очень понравилось.

Я очень надеюсь, что серию этих постов не постигнет та же участь, как серию про Испанию :) Я ее так и не дописала. Если вы меня будете подпинывать, вероятность, что не брошу, повысится :)

Здесь будет одной стороны легче, потому что по ходу отпуска я вела краткие записи того, что мы делали и того, чем впечатлялись. Научилась этому у Даши Приваловой, ездили с ней вместе. С другой стороны, здесь будет куда больше впечатлений, фото и букв, чем выдалось в Испании. Планирую уместить все в 4-6 постов. Плохо, что опять начинаю только через год писать :) Все фото сняты на айфончик, так что качество не всегда ок. Что ж, вернемся на год в прошлое.

14 сентября

Самое первое впечатление от Италии — это очереди на паспортном контроле в аэропорту Фьюмичино. Толпа людей в душном помещении. Казалось, что мы стоим на месте и не движемся. Пожалуй, мы там провели около часа. Зато потом на Леонардо экспрессе очень быстро и с комфортом домчались до Рима. Стоил он 14 евро (тогда евро был примерно по 40 рублей вроде б).

В Риме мы с Дашей остановились в уютном отельчике Le Stanze del Papa по типу b&b у премилой женщины. Отель отличался от всех на букинге своим простым и невычурным интерьером. Все остальное на букинге по картинкам было «у нас тут роскошь офигенная», смотрелось дико. А тут просто райский уголок с высокими потолками, белыми интерьерами. Сам дом тоже довольно интересный. Наверное, как тысяча других клевых домов в Риме. Дом обычный жилой, с необычным и красивым по-своему лифтом, в котором надо вручную закрывать дверки, и офигенной винтовой лестницей. Двери в квартиру у них большие, тяжелые, деревянные.

Жили мы недалеко от Ватикана, поэтому в первый же день погуляли мимо него и дальше без особых планов, куда глаза глядят :) Заодно открыли для себя вкуснящее мороженое по 3 евро за 3 шарика всевозможных вкусов. Я запала на манговое.

В Риме повсюду фонтанчики, из них можно пить, мочить ручки, ножки, голову, если припечет. Очень удобно. Я оценила. В жару это просто спасение. Кстати, из под крана у них тоже можно пить. Вода какая-то по-особому вкусная. Вроде бы, течет из каких-то источников.

15 сентября

Утром нас кормила завтраком хозяйка. У них совершенно обалденные круассаны. Даже не важно, с какими начинками. Само тесто классное. Я не понимаю, почему у нас не такие. В чем сложность этого рецепта? Почему нельзя перенять? Про мороженое то же самое. Наше с тем не сравнится.

Прошли мимо Ватикана с утра, офигели от гигантской очереди. Решили выяснить, как туда можно попадать без нее и пошли к испанской лестнице. По пути видели мышонка. Итальянка кричала topollino, topollino :) А балконы на крышах у них офигенные.

Мне кажется, гуляя по Риму можно удивляться каждому углу. Идешь, и вот рынок — крутое старое здание со сквозной галереей. Гигантские двери входа и выхода. Внутри все красиво, и плитка на полу, и как аккуратно все фрукты-овощи разложены.

Марки для открыток, кому интересно, можно купить в магазинчиках tabacchi.

По испанской лестнице мы поднялись к вилле Медичи и вилле Боргезе. Я как-то не очень поняла, где там вилла Медичи, а вот по вилле Боргезе мы нагулялись нормально. Виллы — по сути большие парки. С прудом, утками и черепахами. По пруду катаются на лодках. Есть ротонда. В парке валяются люди на лужайках. Бегает много ящериц. Перед входом испили водички из фонтанчика со львами.

Нашли место для селфиков и застряли там :) Теперь есть новые аватарки.

На обратном пути был крутой магазин с бумагой ручной работы и невообразимыми ценами.

16 сентября

Ноги уже болят. Встали в 8, купили билет в Колизей через сайт, 16 евро. Выяснили, что очередь в Ватикан к вечеру рассасывается, решили вечером проверить. Поехали в Колизей и Римский форум. Правильно кто-то сказал, что ехать к Колизею надо на метро. Вылезаешь из него и тут такое... Развалины форума офигенны. На большой площади, сами гигантские, впечатляет. В форуме пожалели что нет бутылок с водой. Хоть фонтанчики и попадаются часто, пить хочется больше. Жарко. Днем сильно припекает.

С мечтой о воде погнали в Колизей.

Быстро его осмотрели. Хотели успеть вернуться в Ватикан. Вход там до 16 часов. Зашли домой, в душ, отдохнуть, купить пиццы и туда. Еле успели. Пиццу пришлось есть на ступенях у Ватикана, внутрь с едой нельзя. Пицца вкусная, лучше, чем паста. Зашли внутрь где-то в 15:55. Пошли в Сикстинскую капеллу. Путь к ней небыстрый. Там все красиво: потолки, полы, статуи. Ванны. В капелле посидели долго, поразглядывали потолок. Там еще не разрешают шуметь. Как только шум, чувак говорит, чтоб соблюдали тишину. Жаль, у меня зрение неидеальное. На обратном пути прошли по музею Ватикана. Ничего особенного. В сады не попали. Там отдельный вход за бабло. А тут мы за 16 евро всего сходили.

Решили потом пойти куда глаза глядят, не дошли, там какой-то край мира начинался без тротуаров. Свернули, оказались на площади Святого Петра. Там много стульев. Вход свободный. Трубу, из которой дым, не нашли. В магазине у площади накупили кучу ерунды. Вернулись домой полуживые.

17 сентября

Были в Замке Святого Ангела. На входе был итальянец, который блистал своими познаниями о России. Говорил, что знает Екатеринбург, про метеорит. Сказал, что по русским сложно понять, откуда они, потому что все разные, много кровей намешано, по лицу непонятно. Хотя сказал, что у меня лицо более характерное для России. В замке клево, а сверху красивый вид на Рим.

На следующий день мы поехали в Неаполь, а оттуда в Кастелламаре-ди-Стабию, где проходил тот самый курс. Но это уже в следующей серии :)

Артбук. Ваша жизнь в словах и картинках

31 августа 2015, 4:45

Кэти Джонсон

★★★★★

Если было бы можно, я бы поставила этой книге оценку в 6 звездочек :) Но это будет нечестно.

Эта книга о ведении дневника. В ней набор возможностей, а не правил. Тут нет уроков. Зато в полной мере показана свобода, которая открывается перед тем, кто начинает вести дневник. Уйма действительно полезных советов, как организовать работу с дневником, в том числе вне дома. Что рисовать, где рисовать, когда рисовать, на какие темы. Много о инструментах и как по-разному их можно использовать. Иногда инструментами становятся неожиданные вещи или же привычные инструменты используются не по назначению. Куча примеров со страницами дневников разных художников. Очень интересно смотреть, как по-разному они работают.

Заметки для себя:

1. Можно сначала сделать только набросок, а раскрашивать уже потом. Можно рисовать одну страницу несколько дней, добавляя по одному элементу, они могут быть вовсе несвязанные. Можно расчертить лист на квадраты, как в календаре, и заполнять кусочки каждый день. Пробовать быстрые наброски за полминуты-минуту, это пригодится.

2. Нет цели нарисовать красиво. Это дневник, тут фиксируется момент, ощущения от момента. Это не процесс обучения рисованию.

3. Рисунок может иметь границы, а может вылезать на вторую страницу или за ее край. Стирать или нет, с карандашными эскизами или нет, рисовать каждый день или нет — нет правил. Это должно нравиться. Ведение дневника не должно быть унылой обязанностью. Не хочется — не рисуй. Любые правила будут перечеркивать радость от ведения дневника. Серия быстрых набросков или проработанный рисунок — тебе решать. Пробовать разные материалы и бумагу. Краски, карандаши, тушь по-разному ведут себя на разной бумаге. Подобрать то, что нравится. Выбрать способ ведения дневника и цель. Рисунки могут быть с надписями в любой пропорции или без них, а может быть надписи будут поверх рисунка.

4. Если что-то не получилось, есть много способов поправить дело, но лучше все оставить, как есть. Так можно будет увидеть, какой путь ты прошел, чему научился. Если уж очень хочется, можно использовать заплатки, заклеить кусок и нарисовать поверх. Особенно интересно смотрятся цветные заплатки, которые отличаются по цвету от страницы. Можно сделать заплатку из билетика, рекламки, что попадется под руку. Она может быть украшением. А можно рисовать поверх уже нарисованного. Никаких правил. Да и вообще, если что-то не вышло, можно перелистнуть страницу и рисовать дальше, не печалиться на счет неудавшейся страницы. Страниц еще много. И вовсе не обязательно их кому-то показывать. Если хочется показать лишь фрагмент, можно закрывать листочками то, что показывать не хочется. Некоторые страницы «не для всех», можно соединить скрепками.

5. Сначала лучше рисовать там, где нет кучи людей, чтобы они не смущали. Постепенно можно привыкнуть к людям вокруг.

6. Будет полезно указать дату, перечислить художественные материалы, которыми был сделан рисунок, чтобы впоследствии можно было вспомнить, когда и чем вы рисовали.

* * *

Обычно, когда читаешь книги, хочется быстрей дочитать, узнать все, что в ней, поставить на полку и скорей браться за следующую. Потому что много книг на очереди, много всего хочется освоить. А тут, странное дело, я смотрела, сколько страниц осталось, печалилась, что уже маловато, и специально останавливалась пораньше, чтобы на завтра что-то еще осталось почитать :)

У меня есть еще одна книга по ведению дневников — Натали Ратковски «Разреши себе творить». Она красивая, с отличными иллюстрациями, на хорошей бумаге, ее приятно листать, разглядывать, и ее непременно хочется иметь у себя дома. Но вот незадача, я не смогла ее прочесть. И вот почему. Примеры, что там приводятся, уж очень хороши. Старательно подобранные, практически идеальные рисунки на страницах дневников. Даже примеры быстрых набросков навевают ужас, потому что смотришь на них и думаешь, что даже примерно так рисовать не можешь. Без шансов. Такая красота неописуемая. Не приблизиться к ней и не повторить даже примерно. И сразу руки опускаются. И сразу этот страх чистого листа, страх испортить и сделать некрасиво. Хотя книга, безусловно, очень хорошая, в ней тоже много разных советов. Наверное, даже больше, чем у Кэти Джонсон, она и потолще. Здесь и про скрапбукинги, и про коллажирование, и про то, как сшить свой блокнот.

А у Кэти Джонсон нет ощущения недостижимого, потому что любой результат должен устроить, без разницы, что выйдет. Вот даже ни на секунду у меня не возникало ощущения далекого и недоступного. Тут другие примеры дневников, рисунков. Большинство не проработанны на смерть и не нарисованы идеально. Тем не менее, они привлекательны, их интересно разглядывать. Без страха сложного. Наоборот, они вдохновляют скорей брать карандаши, краски и рисовать. Как угодно и где угодно. Эта книга про дневник художника, а не художественный дневник. Это слова самой Кэти. То есть тут нет задачи создать предмет искусства, чтобы потом восхищаться и всем хвастать. Здесь нет ничего о красивущих скрапбукингах, которые надо убиться, чтобы сделать. Или о хитрых материалах. Наоборот, здесь о том, как ведение дневника может быть простым, о рисовании тем, что попадется под руку. Этот дневник функционален. Он отражение того, что с тобой происходит, о чем думаешь, что узнаешь, исследуешь. Сюда можно записать даже список покупок или планы на день. Это отражение повседневности. Он учит ценить каждый прожитый день. Чтобы рисовать, не надо ждать поездки мечты или важных моментов. Мысли, идеи, наблюдения, воспоминания, схемы расстановки мебели, планы по ремонту, любые заметки — здесь может быть все. И этим он прекрасен.

В конце книги много ссылок на сайты художников, которые упоминались по ходу книги, их мне еще предстоит разобрать. Я бы с удовольствием почитала и другие книги Кэти Джонсон.

Как только начала читать книгу, достала свой пылившийся на полке блокнот и стала рисовать, почти каждый день. Хочется, чтобы настрой не прошел :)

Свои дневниковые рисунки я выкладываю в инстаграм по тегу всловахикартинках.

Кстати, вы заметили, что заголовок моего блога почти как название книги? :) Вот так совпадение!

Три открытки на восьмое

8 марта 2015, 19:32

Нарисовала открытки на 8 марта маме, бабушке и сестре. Акварель и линеры. Конвертики самодельные из крафтовой бумаги.

Детальки:

Сугручные печати:

Стив Симпсон. Запоздалое

12 сентября 2014, 23:53

Мне потребовалось почти 9 месяцев, чтобы собраться с мыслями и написать этот пост. Иногда бывает так, что писать о чем-то сложно, потому что буквы не передают всего, что было. И не знаешь, как подойти к этому, с какой стороны и как писать. И заранее расстраиваешься, что получится совсем не то, что хотелось бы. С другой стороны, передать это хочется, хоть как-то. И если не сейчас, то никогда. Готовьтесь, пост очень большой, но он того стоит.

Итак, вернемся в январь 2014. Мне посчастливилось побывать на двухдневном интенсиве по иллюстрации от ЛАК.Project. Интенсив вел Стив Симпсон, офигенный иллюстратор из Ирландии.

Я очень трусила, когда туда шла. Это мероприятие для дизайнеров, иллюстраторов, которые рисуют всерьез, на продажу, это их работа. Я к тому времени рисовала меньше года, начала прямо вот так с нуля, и если смотреть первые комиксы, видно, что я рисовала не лучше детей в детсаду :) Да и рисовала для себя. И вот такая ответственность, надо будет что-то создавать и придумывать. И рисовать хоть какое-то приемлемое нечто. На интенсив по первому сообщению организаторов надо было взять бутылку вина и ехать на Уралмаш :) Начало хорошее. Место позже изменили, но бутылка не отменялась.

Оставим пока историю с бутылкой. Помимо практической части, Стив очень много рассказывал о том, как он создает иллюстрацию, что в ней важно. Вот некоторые выдержки.

Стиль

В иллюстрациях нужно найти себя, свой стиль. Чтобы в них проявлялось то, что вы любите, чтобы проявлялись вы сами. Иллюстрация — часть вас. По сути люди рисуют себя. Не надо рисовать, что любит клиент, надо рисовать, что любите вы.

Копирование

Копирование плохо не потому что отнимает у кого-то работу, а потому что не ясно, чем вдохновлялся этот человек. Вольный пересказ: «Вот я, рисуя этикетки для кетчупа в стиле дня мертвых, вдохновлялся этим праздником и всем, что с ним связано, обычаями, культурой, я просматривал много материала. А этот человек смотрел только на мои работы и непонятно, что им двигало. Я же думал, как продукт будет взаимодействовать с этим стилем, я придумывал историю. Если он хотел иллюстрацию, как у Стива, заказчику следовало обратиться к Стиву».

Детали

Стив много обдумывает задачи, рисует много мелких набросков, отдельных кусочков, многие из них и уходят в конечную работу. Стив любит исследовать большое количество вариантов.

Живая рука

Рукотворность иллюстрации важна. Она чувствуется в работах, и они иначе воспринимаются. Кистями в фотошопе получается не так, как на бумаге маркерами. «Я верю, что в моем почерке клиентов притягивает именно ощущение прикосновения „живой руки“».

Наброски

Стив показывал несколько этапов скетчинга (набросков). Чем дальше, тем больше проявляется картинка, четче понимался замысел. Заказчику Стив показывает карандашный набросок, когда его утверждают, отсканированный набросок он отрисовывает в фотошопе.

Персонаж и эмоции

Самое главное, чтобы персонаж вызывал эмоции. Не так важно, как хорошо он нарисован, он может быть нарисован плохо, важней какие эмоции он вызывает. «Эмоции человека гораздо важнее, чем стиль». Важен характер персонажа, динамика, его история, его жизнь. Это делает иллюстрацию завершенной, целостной. Персонажа делает не идея, а его характер и эмоции. Самые трогательные и эмоциональные рисунки — это рисунки детей. Они рисуют очень просто, но в них есть характер.

Целостность

Важно, чтобы все части иллюстрации взаимодействовали между собой, не были разрозненными. Чтобы графическая и штифтовая часть были одним целым. Даже штрих-код можно вписать в иллюстрацию, чтобы вся работа была целостной.

Если хочется больше, вот есть пару интервью: раз и два.

Практика

Мы рисовали этикетку на бутылку вина к ирландскому празднику — День святого Патрика. Было задание посмотреть заранее референсы, символику этого дня, и вообще, проникнуться атмосферой праздника. Мы проникались и рисовали (многие фото стырены из группы ЛАК.Project на фейсбуке):

Моя бутылка:

Стиль мой, конечно, не для вина :) Больше для сока. Но Стив похвалил за целостность работы.

В процессе Стив ходил по аудитории, давал советы, наблюдал. В конце, на презентации работ — говорил про каждую работу что-нибудь ценное, говорил, что ему нравится.

Наши бутылки:

В конце было много обнимашек :)

Мы все:

Это лишь малая часть того, что там происходило. Стив потрясающий человек. И крутой иллюстратор.

Если я сперла у кого-то буквы или картинки без указания авторства, напишите мне, и я укажу.

Но это еще не все.

Чуть больше, чем через сутки, я буду в Риме. А через 5 с небольшим дней на другом курсе от ЛАК.Project.
Та-дааам! Кампус в Италии! Неделю нас будут учить разные иллюстраторы, руководитель — Стив Симпсон. Я в предвкушении чего-то очень крутого!

Фото будут в моем инстаграме. Не переключайтесь :)

Карты

26 февраля 2014, 23:32

Снято еще в прошлом году, руки не доходили выложить. Уже две карты с комиксовыми картинками :) Можно начинать делать бизнес.
На мою карту в магазинах улыбаются и говорят одинаково: «какая интересная карта» или «какая необычная карта» :)
Владелец второй карты фотограф. Если кому надо фотографа, спросите меня.

Upd:
21 марта 2014, пополнение:

Upd:
15 мая 2014 +1 карта:

Upd:
25 июля 2014, карта для Паши:

Upd:
3 апреля 2015, перевыпустила свою карту:

Upd:
4 ноября 2015, у Сережи в новая карта:

Съемки мульта

17 марта 2013, 16:47

Всю прошедшую неделю мы с Андреем рисовали мульт для школы бухгалтеров Куба. Я рисовала персонажей, а Андрей интерьеры и животных :)



А в пятницу все это дело снимали.



Вот еще несколько фоточек от Юли:


Это было три сюжета для одного урока. Всего будет 8 уроков. То есть еще как минимум 7 недель рисования и съемок :) Времени на это уходит много, едва успеваю делать основную работу, стараюсь не подводить команду. Но это очень интересно, мне жутко нравится. Не хочется отдавать кому-то еще рисовать.

Пока что мульт монтируется, как только он появится, непременно выложу.

Анкета

6 февраля 2013, 17:12

Есть у нас в Контуре у дизайнеров такая активность, как Анкеты. Пришел и мой черед, она размещена у нас в закрытом Блогове. Продублирую ее тут.

Возраст
31 год

Какими проектами в Контуре занимаешься?
Профессиональной версией Бухгалтерии.Контур. Ужас сколько слов! :) А раньше было бы просто Эврика.

Почему решила заниматься дизайном?
Однажды руководитель одного из подразделений в Наумене заметил, что я что-то рисую в фотошопе и сказал: «О, круто!» И забрал к себе в отдел штатным дизайнером. Потом стала штатным дизайнером Наумена. Ну и понеслось. А там и до проектирования недалеко было. Сразу поняла, что это мое, нашла.

Цель в Контуре на ближайший год
Сделать крутую понятную бухгалтерию, о которой будут рассказывать в преданиях сотни лет спустя :)

Чьи работы тебя вдохновляют?
Из наших ребят — Маши Ковалевой. Наверное, потому что работы остальных мало вижу. Из тех, кого все знают — Яны Франк, местами Тани Tavlla, Егора Жгуна, Ильи Бирмана, Маргариты Саяпиной (maroussia1985), все реже работы Лебедевской студии. В общем, всех разом не счесть, да и память коротка.

Книга про дизайн, которую нужно прочитать каждому
«Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана, пожалуй, стоило бы всем прочитать. Вообще, читать надо больше. Не только по дизайну.

Профессиональный совет
Много думать и многое замечать вокруг. И не бояться выходить за рамки, мыслить нестандартно, искать что-то новое. Наслаждаться процессом и любить то, что ты делаешь.

Тайное кунг-фу
Если в фотошопе надо отрисовать что-то мелкое, удобно открыть это же окно рядом (Window — Arrange — New Window For...), сделать в одном окне большой зум и отрисовывать что-то, а в окне рядом сделать масштаб 100% и сразу же наблюдать результат. Чтобы не зумиться туда-сюда.

Кунг-фу, которое не относится к инструментам — поговорить. Если задачка не решается, мысли зашли в тупик, надо с кем то про это поговорить, даже с тем, кто точно не предложит ничего. Тут важно просто поговорить, решение придумается само. И даже не одно. Когда объясняешь проблему, она непостижимым образом решается.

Что тебя радует кроме работы?
Жизнь. В разных вещах можно находить то, что радует, надо просто уметь. Когда солнышко светит. Когда клевая погода, чтобы прогуляться. Поспать меня тоже радует :) В какой-то особенной степени. Еще радует, когда что-то сложное получается. И когда вокруг хорошие, интересные, талантливые люди.

Что тебя раздражает?
Глупость, упертость. Отсутствие стремлений у людей, лень. Лесть, зависть, неискренность, высокомерие. И еще когда соседи рано утром в выходной начинают сверлить стены. Надеюсь, это когда-то закончится.

Совет по жизни
Не нужно усложнять.

Интроверты

14 января 2013, 22:39

Сьюзан Кейн

★★★★★

Сьюзан Кейн много лет изучала вопросы интроверсии, обобщила все эти знания и написала замечательную книгу про интровертов. Помимо новенького и интересного в книге очень много ссылок на разные исследования, источники, и т. д. Здесь мне хочется кратко (да, это кратко, в книге куда больше, интересней и глубже) рассказать о наиболее интересных моментах, описанных в книге. Быть может, и вам захочется ее прочесть.

Как отличить одного от другого

Для тех, кто вообще не в курсе, кто такие интроверты и экстраверты, перечислю основные черты интроверсии и экстраверсии. Интроверты предпочитают взаимодействовать один на один, а не в группе. Они лучше выражают свои мысли письменно. Богатство, социальный статус интересуют их меньше, чем экстравертов. Интроверты не любят говорить по пустякам, но любят глубокие дискуссии об интересных им вещам. То есть говорят чаще по делу, чем поддерживают беседу. Интроверты не любят риск, конфликты, не любят, когда их прерывают в работе, не любят обсуждать дела до их завершения. Они не любят общественные мероприятия, большие сборища их истощают. Интровертов считают мягкими и спокойными в общении. Они любят погрузиться в задачу, лучше работают в одиночку. Но это все вовсе не означает, что интроверты избегают общения и они асоциальны. Они любят общение, просто предпочитают общаться не массово, в группе, а тет-а-тет, по важным интересным вопросам. Добавлю еще, что чистых интровертов и экстравертов не так много, чаще это бывает смесь тех или иных качеств. В одних ситуациях проявляется интроверсия, в других экстраверсия. Кроме того, жизнь заставляет менять стиль своего поведения и тогда можно наблюдать ложного экстраверта. Или, быть может, ложного интроверта. Смотря в каких условиях формировался, рос человек.

Многие интроверты высокочувствительны. Один и тот же раздражитель воспринимается интровертом сильней, чем экстравертом. «Никто точно не знает, сколько интровертов обладает повышенной чувствительностью, но можно смело сказать, что 70% чувствительных людей — интроверты». Кстати, высокочувствительные люди более совестливы (исследование описано в книжке).

Эксперимент с детками

Джером Каган (82-летний ученый, один из самых выдающихся специалистов XX столетия по возрастной психологии, как пишет Сьюзан Кейн) вместе с коллегами сначала исследовал деток возраста 4 месяца. Малышам давали новые впечатления: лопали шарики, давали послушать незнакомые голоса с пленки, показывали яркие движущиеся игрушки, давали нюхать ватные тампоны, смоченные алкоголем. Дети реагировали по-разному. Около 20% детей сразу же начинали плакать, махали ручками и ножками, то есть реагировали бурно. Каган назвал таких деток высокореактивными. Около 40% детей оставались тихими и спокойными: они изредка двигали руками и ногами, но эти движения не были напряженными. Их Каган назвал низкореактивными. Оставшиеся 40% детей реагировали по-разному в зависимости от случая, реакции варьировались между предельными значениями.

А теперь попробуйте догадаться, какие из этих детей в последствии станут тихими подростками, а какие решительными? Так вот, высокореактивные дети, которые выдавали бурную реакцию, в последствии станут тихими интровертами. Эту гипотезу выдвинул Каган и подтвердил ее в последствии. Этих же детей он изучал на протяжении многих лет. После двух, четырех, семи, одиннадцати лет многие из этих детей возвращались в лабораторию, где их снова исследовали. Двухлетних детей встречала женщина в противогазе, или мужчина клоун, или радиоуправляемый робот. За реакцией детей, понятное дело, наблюдали. В семилетнем возрасте детей просили поиграть с незнакомыми им детьми. В 11 лет незнакомый взрослый расспрашивал детей о личной жизни. Фиксировалась реакция, мимика, жесты, как часто они спонтанно смеются, разговаривают. Да, высокореактивные дети в своем большинстве вырастали осмотрительными, осторожными, серьезными. Оно и понятно, если любой стимул воспринимается тобой остро, начнешь тут тревожится.

Кроме того, команда Кагана измеряла физиологические показатели: частота пульса, кровяное давление, температура конечностей и другие параметры нервной системы. Все эти критерии контролирует миндалевидное тело в головном мозге. Этот орган есть у примитивных животных, мышей и крыс. Там формируются базовые инстинкты, голод, страх, половое влечение. Оно получает информацию от органов чувств и затем передает в нервную систему информацию о том, как следует реагировать. Если кратко, у высокореативных детей миндалевидное тело сильней реагирует на раздражители. Тем не менее, на интроверсию и экстраверсию влияет не только высокая и низкая реактивность. Многим интровертам не свойственна высокая чувствительность. А некоторые высокореактивные дети становятся экстравертами. В чем же дело?

Темперамент и характер

Темперамент — это то, что биологически заложено в тебе от рождения, поведенческие и эмоциональные особенности, которые наблюдаются в раннем детстве. Характер же — это совокупность личностных качеств, которые формируются в течение жизни под влиянием среды, личного опыта, культуры. И вроде бы кажется, что темперамент закладывает основу личности, как фундамент, а на его основе уже формируется характер. Высокореактивыне дети растут рефликсирующими, осторожными, а более спокойные младенцы — смелыми и решительными. Но не все так просто. Каган говорит, что и природа (темперамент), и воспитание (опыт) влияют на развитие. От того, как они провзаимодействовали, зависит, каким станет человек. В одной ситуации может больше повлиять темперамент, в другой окружающая среда. Причин всегда больше одной.

И неверно говорить, что интроверты обязательно становятся художниками, писателями и учеными. Если среда была неподходящей, они могут начать страдать социофобией и депрессиями. А экстраверт не всегда станет хорошим оратором или энергичным лидером, в плохой среде он может стать преступником, правонарушителем.

Можем ли мы повлиять на свою высокореактивность?

С возрастом мы учимся не реагировать так бурно на раздражители. Волевыми усилиями мы формируем свою личность, адаптируемся к среде. Но до определенного предела. Как писала выше, миндалевидное тело реагирует на что-то извне. Кроме него у нас есть еще и префронтальная кора, которая помимо прочего помогает преодолевать необоснованные страхи. У высокореактивных детей и в будущем, всю жизнь, миндалевидное тело возбуждается каждый раз, когда они видят незнакомого человека. Но взрослые уже умеют справляться с этой ситуацией и новым людям улыбаются. Тем не менее, эта лобная доля не отключает миндалевидное тело полностью. Она скорей гасит его активность в какой-то мере. Если разорвать нейронную связь между лобной долей и миндалевидным телом (на мышах, конечно же), страх вернется в полной мере. То есть активность миндалевидного тела не пропадает, она на какое-то время подавляется префронтальной корой, миндалевидное тело реагирует на раздражители, как и раньше. Если вы боялись высоты и научились преодолевать этот страх, он может вернуться в стрессовой ситуации, потому что там префронтальная кора будет занята более важными делами, чем гасить ваш страх. То есть страх не исчезает, когда вы учитесь справляться с ним. Он гасится разумной префронтальной корой.

Вывод: у многих высокореактивных людей и в зрелом возрасте, какой бы социальный опыт они ни приобрели, и в какой бы степени они ни научились использовать свою волю, остаются некоторые свойства темперамента, связанные со страхами. Ну и тут же совет интровертам: не насилуйте себя сильно. Если что-то не преодолевается, ну и фиг с ним. Можно поучитсья одному, другому, но если совсем никак — оно того не стоит. Делайте то, что вам комфортно.

Кстати говоря, интроверты могут преодолеть себя и на что-то решиться, если это действительно важно для них, имеет особую ценность, если за этим стоит какая-то их особая идея. Тогда они будут общаться с людьми, выступать перед публикой и т. д. И при этом они не будут чувствовать себя плохо. Им плохо, когда они делают что-то, что претит их натуре, и не является особой ценностью. Вспомните тут Мария Кюри, она вообще была знатной интроверткой. Тем не менее, сколько всего сделала.

Мир, в котором мы живем

Теперь он заточен под экстравертов. В настоящем социально одобряется активность, умение работать в группе, стремления стать лидером, умение хорошо и красиво говорить. Очень много в книге об этом. В прошлом в почете была скромность и умеренность. Сейчас же наоборот. Раньше ценились личные контакты. В мелких городках, на фермах, люди жили среди тех, кого знали с детства. В ХХ веке приток иммигрантов заставил людей как-то выделяться среди незнакомцев, производить впечатление, теперь с ними нужно было конкурировать. И понеслось. Модными стали курсы по развитию личности, книжки Дейла Карнеги, курсы ораторского мастерства и прочее.

Но обществу нужны как экстраверты, так и интроверты. Экстраверты часто не слышат того, что говорят интроверты (а они без дела не говорят, часто их идеи оказываются хороши), экстраверты продавливают свою идею, пусть даже она не достаточно хороша. Гарвард — среда для экстравертов. Оттуда выходят люди, которые в последствии занимают высокие посты и решают наши судьбы. Целая глава у Сьюзан посвящена краху на Уолл-стрит в 2008 году. В руках агрессивных людей, способных идти на риск, оказалась слишком большая власть. Осмотрительные не решают, зато они и не так пострадали.

Групповая работа, опенспейсы, корпоративная работа — это то, что мы видим сейчас. Есть кое-что, что повлияло на это. Развитие интернета. В сети стало возможным обмениваться мнениями, обсуждать что-либо. Возникли сервисы и продукты, которые помогают это делать. Расцвел краудсорсинг. Есть особая ирония в том, что интернет повлиял на распространение коллективной работы, где участники группы общаются лично. Самая первая сеть как раз позволяла обмениваться информацией интровертам-одиночкам, общаться и помогать друг другу :) Дейв Смит, консультант и разработчик ПО из Кремниевой долины: «В инженерной среде всем известно, что открытые исходные коды представляют очень большой интерес для интровертов». Но эти разработчики не сидели в опенспейсе, а были удалены друг от друга. 8 из 16 сотрудников 37signals живут в Чикаго, но от них не требуется присутствие в офисе, даже на совещаниях. В Купертино так вообще, судя по описанию, рай для интровертов. Так почему же было неправильным переносить групповую работу в сети в оффлайн?

Мозговой штурм и пару исследований

Участники мозговых штурмов оценивают совместную работу выше, чем есть на самом деле. Виной этому чувство сопричастности. Как связующий элемент это, может, и хорошо, но не как инструмент творчества. Почему штурм неэффективен? Первая причина — социальная леность (пока часть трудится, другие бездельничают). Вторая — когда говорит один человек, другие должны слушать, в это время они не могут говорить свои идеи или размышлять над проблемой, они должны слушать и настраивать внимание на идею другого, пассивно ждать своей очереди. Третья — страх выглядеть глупо, боязнь оценки. И хоть в штурме есть правило не критиковать (именно по третьей причине), все равно этот фактор не устранен, он остается.

Эксперимент о страхе осуждения. Проводился Соломоном Ашем в 1951-1956 года, в то время, когда продвигалась идея группового мышления. Аш собрал группу студентов, предложил проверить зрение. Показал изображение трех отрезков разной длины, попросил назвать, какой длиннее, какой равен по длине эталонному, четвертому. Вопросы были такие простые, что 95% справлялись. Тогда Аш включил в группу людей, которые заведомо говорили ложь. Теперь правильные ответы давало только 25% испытуемых! Падение числа правильных ответов просто поразительное. Влияние группы очевидно. Но причина этого весьма интересна. Почему люди отвечали неверно, потому что не хотели идти наперекор группе (знали правильный ответ, но не сказали его осознанно), или же потому что теперь им действительно начало казаться, что ложный вариант и есть верный (их суждение поменялось и это было неосознанно)? Так вот, было проведено еще одно исследование со сканированием мозга, выяснилось, что менялось мнение! Согласно результатам, группы оказывают на мозг человека такое же воздействие, как психотропные вещества.

Согласно другим исследованиям, которые проводились на протяжении 40 лет, эффективность мозгового штурма падает по мере увеличения численности группы. В ходе самостоятельной работы рождается куда больше идей, чем в ходе групповой. Кроме того, они более качественные. Самостоятельная работа эффективней, потому что так достигается максимальная концентрация. Но, что удивительно, если сравнивать самостоятельную работу и работу по сети онлайн, то по сети она будет эффективней самостоятельной. То же касается академических исследований. В сети исследователь работает более эффективно совместно с кем-то, чем лично с другими исследователями или в одиночку. Такие дела, ребята.

Лидеры

После всего этого вы думаете, что лидеры исключительно экстраверты? Как бы ни так! Есть много лидеров интровертов. Просто у них разный стиль в работе. Лидеры интроверты чаще прислушиваются к идеям извне и им лучше руководить экстравертами. Иначе же, если группой экстравертов будет руководить экстраверт, они не договорятся :) Лебедь, рак и щука. А так, интроверт хорошо взвесит все за и против разных идей. К тому же, экстравертов не надо вести. Они сами довольно подвижны. Интроверту не придется водить их за ручку. А вот с группой интровертов наоборот. Ими должен руководить экстраверт. Эти сами не договорятся, как и куда идти, потому что вообще не особо любят говорить. Экстраверт руководитель их будет шевелить, вести, направлять и организовывать. Главное, чтобы руководитель научился их немножко слушать, а не только говорить. Лидеры экстраверты склонны упускать важное, свои идеи они любят больше.

К делу

Вы уже догадались, что в Контуре тоже приветствуется групповая работа, опенспейсы и прочее. И это небольшой такой ад для интроверта, надо сказать. В Контуре для меня по-прежнему круто, клевые умные ребята, с которыми можно пообщаться, что-то обсудить, которые ради идеи горы воротят. Сам дух мне нравится. Но иногда таки хочется забиться в уголок и спокойно поработать. В шуме (а это постоянный шум и разговоры вокруг тебя) сосредоточиться сложно, иногда это раздражает. Да и часто же просто приходят спрашивать у тебя что-то. То есть ты постоянно на все отвлекаешься. И ведь в Контуре интровертов по всей видимости пруд пруди, айтишники. Всякие групповые обсуждения тоже тема отдельная. Однажды мне Сережа сказал: «Оля, ты как-то мало участвуешь в обсуждениях». На это я ответила: «Когда мне есть что сказать, я говорю. А если нет, то нет». Книгу эту я тогда не читала еще. Ну, вы поняли :) А вообще, по моему субъективному мнению я довольно много говорю на работе. Может, относительно своей неговорливости это очень много. Еще цитата из книги:

Типичное замечание учителей в табеле успеваемости звучит так: «Мне хотелось бы, чтобы Молли больше говорила в классе».

Читала книгу и улыбалась. Но я не говорю, что давайте же организуем кабинеты на работе, закроемся в комнатки и будем думать в тишине. Процесс пострадает. От опенспейса польза есть, ты в курсе того, что творится вокруг, в проекте. Это полезно, когда ничего не документируется, все в головах, срок жизни каких-то задачек короткий. Это быстрей. Понимать, что делаем и почему. Ну и какой-то командный дух присутствует отчасти поэтому, все рядышком, общность ощущается. Но при этом сконцентрироваться на задаче сложно в такой обстановке.

Быть может в компании стоит иметь какие-то помещения, в которых есть правило абсолютной тишины. Чтобы приходить туда и думать, работать. Хочешь спросить, сказать — вышел из комнаты. Может нужны еще какие-то отдельные правила (час в день меня не трогать). Я не знаю. Но все сильно не для интровертов сделано.

А еще это правило про посещение конференций дизайнерами... Можно на одну в год. Хочешь еще? Надо выступить с докладом. Выходит, ограничили интровертов. А быть может лишняя конференция им бы была в пользу. Они же люди мысли, любят подумать. Я уверена, что такой эффект не хотели. И в письме заявлялось, что правило не призвано ограничить людей ездить на конференции, а лишь подтолкнуть выступать. Меня лично это не толкает выступать. Вряд ли что-то вообще меня на это подтолкнет. И все же, итог то вышел, как ограничение. Те, кто выступали — и по-прежнему выступают. А кто не умеет, не хочет, боится, в аду видал эти выступления — не будет. Не из-за лени.

Ну, и еще моя пожизненная проблема. Говорю какую-то дельную вещь, понимаю до глубины души, что вещь правильная, аргументирую, объясняю, а меня не слушают. Потом рассказываю об этом другому человеку, он соглашается полностью и говорит, ну это же очевидно. Потом этот человек говорит с теми, кто со мной не согласен был. Просто говорит, что надо делать вот так, без особых объяснений, даже моими словами. И его слушают тут же! Прямо без возражений. И не надо мне говорить, что я не умею объяснять. Всячески умею. Второго человека же без объяснений слушают. Дело в другом же. Это в разных компаниях было со мной, преследует по сей день. А все потому, что того, другого человека, привыкли слушать. Просто есть люди, за которыми следуют. Они меня и спасают :)

И да, кстати, в книге настойчиво говорится, что интроверсия ни в коем разе не плохо. Просто это природная особенность. Интроверты имеют более широкий спектр восприятия. Они воспринимают мир глубже и острей, чем экстраверты. Интроверты добиваются успехов в теоретических и эстетических видах деятельности. А экстраверты лидируют в публичной сфере. Был бы мир заточен под интроверсию, худо пришлось бы экстравертам. Им бы пришлось контролировать свою энергию. Нужны все, просто у всех свои особенности. Ну, а пока интровертам приходится приспосабливаться, становится ложными экстравертами, учиться меньше тревожиться, больше говорить. Или просто мириться с тем, что ты отличаешься.

Update:
Сьюзан Кейн рассказывает про интровертов на TED (там можно включить субтитры, если с английским не в ладах).
Еще дополню, что здесь я затронула не все, что было в книге. Многие аспекты, не менее интересные, остались за кадром. Почитайте книжку. Иллюстрацию на обложке, между прочим, рисовала Яна Франк :)

Ограничения и правила

13 декабря 2012, 22:09

В четырех разных источниках, пишущих о разных вещах, я прочитала по сути одно и то же. Речь идет об ограничениях разного рода.

В статье о воспитании детей пишется, что дети предпочитают обстановку дисциплины, порядка, и если их не контролируют, то они чувствуют себя несчастными и потерянными. Хаос не способствует счастливым эмоциям. Когда нужно прилагать усилия, соответствовать каким-то нормам, тогда им хорошо. В статье описываются исследования, результаты довольно впечатляющие.

В книге «Поток» пишут нечто подобное. Рассказывается о жизни одного племени индейцев. Все у них хорошо и благополучно. Настолько, что в определенный момент жизнь становится пресыщенной, предсказуемой, слишком сытой и мирной. Тогда она теряет смысл. И чтобы как-то противостоять этому, племя придумало перемещаться каждые 25-30 лет на другую землю. Возникают новые проблемы, задачи, которые надо решать, некогда скучать и предаваться печальным мыслям о смысле существования. Так же тут говорится, что любая культура создает некие ограничения для людей, у каждой свои особенности, правила, принципы, верования. И когда наша жизнь течет в некоторых рамках, это заставляет нас действовать в заранее определенных границах, используя ограниченный набор средств. Это позволяет не отвлекаться на сомнения, лишние размышления по поводу того или иного шага. Но это получается лишь тогда, когда система целей и приоритетов подходит обществу, соответствует его уровню умений. А без границ люди теряют ориентиры.

Еще Артемий Лебедев пишет в Ководстве, что без ограничений нет творчества. «Самые лучшие образцы дизайна появлялись в результате самых жестких требований». Дизайнера тоже необходимо ограничивать, создавать рамки, ставить условия. Ну, и далее он еще написал про принципы. Оба параграфа хорошие, почитайте, если еще не успели.

И последний источник, сейчас я его уже не отыщу, там речь шла о взаимоотношениях мужчины и женщины. Говорится, что женщина обязательно должна от мужчины требовать соблюдения каких-то условий, чтобы у него была возможность чему-то соответствовать. Ему так интересней. Он старается, доволен, что соответствует требованиям, заслужил тем самым женщину, которая требования выдвинула, и мол всем счастье. Видимо, это из той же оперы, что женщин нужно добиваться, они не должны быть легкодоступны, нужно придумывать правила игры. Иначе мужчина заскучает. Так и играют. Те же самые ограничения и принципы, о которых выше говорилось.

Получается, что в любой сфере жизни людям нравится, если есть рамки и правила. Иначе скука, растерянность, потеря интереса и целей, размытые стремления.