Для людей
1 сентября 2015, 0:14
Сходили с Никитой на защиту работ после курса веб-дизайна в УрГЭУ. Пооценивать. Это уже потом оказалось, что ребятам просто не давали дизайна и проектирования. Ну, как не давали. 40 минут, говорят, было из 3 месяцев курса. Все равно, что и не было. Но мы-то не знали сначала. Пришли такие довольные, приготовились давать несомненно ценные комментарии, блистать сообразительностью, поражать наповал профессионализмом. Сели тихонечно на задней парте в предвкушении, нам выдали листочки с фамилиями и критериями оценки, штук 8-10 этих критериев. По каждому надо было оценить работу по десятибалльной шкале. Все критерии связанные с темой дизайна, нормальные. Ну, а дальше случилось неожиданное для нас. Собственно мы увидели первую работу и ничо не поняли. Верней суть-то была ясна, но вот дизайн и проектирование... А? Что это? Где-то на третьей работе я поинтересовалась, а сколько по времени читали весь курс и сколько там было собственно дизайна. И все встало на свои места.
Не хочется сейчас лошить работы ребят, хочется какой-то пользы. Что могли бы сделать эти ребята, которые ничего не слышали о дизайне? Могли ли как-то улучшить ситуацию? Они познакомились с версткой, могли верстать сайты, прикручивать CMS, они явно сообразительные, раз осилили это, что бы их спасло?
Спасло бы просто подумать.
Что сайты — для людей
На сайты вообще-то ходят люди, это для них сайт. А раз так, наверняка им от сайта что-то надо. Иначе б они туда не пошли. А если эти люди пришли и чего-то хотят, то наверняка они будут пытаться этого добиться. Ну, это ладно, это про сценарии, это с ходу сложно, может, это в голову сразу не приходит. Это целый путь пользователя по сайту надо представлять. Попробуем проще, точечно.
Пусть одна страница, вырванная из контектса. Без сценариев. Вот на ней градиентный фон прямо радугой, чтобы было веселей. Окей, можно не понимать, что это некрасиво, потому что жил и не обращал внимания на красивое и некрасивое, другие вопросы волновали, не умеешь отличать. Ничего страшного, всякое бывает. Не все тут кругом дизайнеры. Но если ты на этот градиентный фон кладешь текст и он сливается с фоном по цвету в тех местах, где совпал, это же ты можешь понять, просто как человек, который хочет этот текст прочесть. Он же для этого там, правда же? И если его нельзя прочесть, то что-то тут не так. Наверное, надо что-то поменять, да ведь?
Потому что сайты — для людей
Или же почти белый текст на белом фоне. Не будем тут говорить о достаточной контрастности для удобства чтения. Это умно и сложно. А просто задумаемся, легко ли это, вглядываться в такие пункты меню? Ну нет же. И агрумент, что делал для жены (или девушки), а ей так понравилось, разве это аргумент? Для кого этот сайт? Наверное, для людей, которые придут и будут там пытаться разглядеть. Им до лампочки, кому там что нравится, они всего-то хотят текст прочесть. Главная мысль: сайт — он не для вас, не для вашей радости, даже если там ваши товары или работы. Он для тех, кто туда придет. Значит все вопросы-ответы должны строиться исходя из этого. И надо любить то, что ты делаешь, а раз любить, то и защищать это. Объяснять, что вот так нехорошо, объяснять причину. Ты ж на это время потратил, как так можно взять и загубить, просто потому что кто-то так хочет.
Сайты же — для людей
И вот я задаю вопрос по очередной работе, а какая цель у пользователя на этом сайте? И мне отвечают: цель — показать, что тут есть бревна, срубы, тут вот в меню есть то и се. Тогда я повторяю вопрос: не у сайта какая цель, а у пользователя.
Сайты-то — для людей
Или вот два товара, а кнопка покупки висит прямо посередине между двумя. К какому товару относится кнопка? И не надо тут знать про теорию близости. Это же ну просто непонятно тому, кто придет.
Ведь сайты — для людей...
На самом деле не так страшно, что мы попали не туда, куда хотели. Там всем кругом было не удобно, что позвали дизайнеров, а оценивать собственно дизайнерам было нечего. Бывает, не разобрались. Страшно, что люди почему-то просто не привыкли размышлять о том, что делают. И для кого.
3 комментария
Обычное явление. :)
Вспомнил чем-то похожее.
Делилалсь учительница информатики. К слову — неплохой специалист, попутно — методист горотдела. Была на курсах повышения квалификации в области. Одна из тем — создать презентацию. Быстро сделала кадр, размножила его, расписала текст, подобрала картинки, сделала пару схем. Минут через двадцать закончила. Заглядывает через плечо тоже учителка — из района.
Отказалась. В итоге — у нее — 3. У этой с района — 5.
Ржет.
Вторая. Участвовал как-то в конкурсе на создание шаблона корпоративной презентации Казахтелекома. Из двадцати участников только 2 человека сделали шаблоны. Остальные изгалялись как только можно. Вставляли видео, делали анимированные фоны, играли со знаками, цветами, шрифтами.
Шаблоны делали 2 программиста. Кроме них еще 3 продажника заметили, что Казахтелеком имеет утвержденные брендбуки. Хотя эти брендбуки в бумажном виде у продажников лежат.
Остальные, в том числе 5 дизайнеров (по должности) играли как могли.
Нашел у себя в ЖЖ: http://programmilla.livejournal.com/276025.html
Курсы парикмахеров, портных и т. п. специалистов у нас стоят дороже и длятся дольше, чем курсы, например, операторов AutoCad-а или курсы компьютерной графики. Соответственно, если можно ожидать встретить хорошего парикмахера или неплохого портного, то наши дизайнеры и компьютерные художники просто поражают своим мастерством. В самый мозг. Наповал.
На самом деле это очень сложно. Научиться задавать себе вопрос «Зачем?», когда увидел магию веба и можешь сделать фон радугой. Думать о пользователе, когда можешь анимировать этот слайдер.
Когда видел базу данных очень сложно её развидеть и сделать интерфейс для людей. До первого понимания, что сайты — для людей, у меня ушла пара лет, полностью, наверное, не осознаю никогда. Научить — не смог.
В этом блоге как-то было обсуждение должен ли дизайнер писать код. Теперь я уверен, что если и да, то точно не раньше, чем станет дизайнером. Бывают, правда, и исключения.
Вероятно, тут надо отдельно объяснять, что все эти технические возможности — это инструменты. Если вы их изучили, еще нужно понять, какой из них где и когда стоит использовать. Мастер же не тот, кто умеет пользоваться всем на свете одновременно в каждой задаче, а тот, кто умеет грамотно выбрать и использовать то, что требуется именно сейчас. Это все равно что увидеть миллион фасонов одежды, купить их всех и потом беспорядочно носить. Надо ведь понимать, что идет именно тебе, что с чем сочетается, чтобы не получился цирковой клоун. Или как в приготовлении еды. Есть много ингредиентов, но ты не будешь мешать несочетаемое в безумном количестве, так все испортишь и есть не захочешь, стошнит. Или как в макияже, есть много всего красочного, но в радугу себя красить не будешь :) Примеры можно продолжать бесконечно, кому что ближе. И если рассказать хотя бы об этом, то может начнут задумываться, а стоит ли эту анимацию тут делать и фон радужить. Наверное, в любой сфере так, сначала узнаешь прорву новой информации, но потом учишься с ней работать, систематизируешь, понимаешь, что с чем вяжется, какие знания, к чему применить. Может быть, это какой-то второй этап осознания, что со всем этим новым делать. Но без этого никак. Без этого все коту под хвост, и эти новые знания тоже.
Вы особо не печальтесь :) Просто сделайте выводы, попытайтесь это как-то в будущем учитывать. Вдруг все же получится выучить новую группу с этим пониманием. Хотя бы капелькой.
Про дизайнера и код это тема очень холливарная :) Можно учиться и после кода, просто надо некоторый набор вещей дополнительно осознать. Если дизайн и проектирование все же изучать нормально, то и после освоения кода все хорошо должно быть. У вас же была ситуация, что просто эти вещи не изучались, их не касались, они остались белым пятном. Потому так и вышло. Если коснуться, все встанет на свои места.