Пластичность мозга

25 июля 2014, 18:42

Норман Дойдж

★★★★★

За этой страшненькой обложкой скрывается хорошая книга :)

Первые главы книги создали впечатление, что мне что-то не то впаривают. Но, вроде, разобрались, все ок.

Главная мысль книги — наш мозг очень круто умеет меняться и перестраивать нейронные связи в зависимости от обстоятельств, адаптируется к изменениям, реорганизует свою систему. Да, в мозге можно выделить области, которые у большинства людей отвечают за схожие функции. Тем не менее, все это не задано жестко и навсегда, а пластично. Например, у слепых людей область, которая отвечает за зрение у видящих, обрабатывает тактильные и слуховые сигналы. Тем самым область не просто бездействует, а отдается в использование тем органам чувств, которые интенсивней работают.

При повреждении какой-либо зоны мозга при инсульте, задачи этой зоны могут взять на себя другие области мозга, и человек может обучиться заново двигать своими парализованными конечностями. Главное — не заканчивать тренировки. Стало известно, что сразу после инсульта у человека возникает «кортикальный шок», который может длиться несколько месяцев. Любая попытка двигать парализованной рукой или ногой в этот период терпит крах. После этого больные сдаются и перестают тренироваться. Такие люди на самом деле страдают «усвоенным неиспользованием». Их успешно лечат «принудительным использованием». Здоровую руку, к примеру, фиксируют, побуждая пользоваться больной рукой. Такие пациенты восстанавливаются довольно успешно, даже если с момента инсульта прошло уже много лет.

Отдельно написано про пожилых людей и старческое слабоумие. Угадайте, что надо делать, чтобы в старости мозг был, как огурчик? :) Правильно, тренировать его. Осваивать новые горизонты, приобретать новые навыки, учить языки, учиться танцевать. Причем, не просто повторять уже заученные танцы, а именно учиться новому. Повторение не сохранит двигательную кору в должной форме, нужно учиться действительно новому. Все, что не используется — отмирает. Это главное правило мозга. Неиспользуемые нейронные связи разрушаются. «Если мы прекращаем тренировать наши ментальные навыки, то пространство карты мозга, предназначенной для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые мы продолжаем использовать».

Кстати говоря, здесь написано, что пожилые люди чаще падают и постоянно смотрят под ноги, потому что их стопы через подошву обуви плохо ощущают поверхность земли, сокращается обратная связь от рецепторов на стопах, нарушается обработка вестибулярной информации. Годами мы носим обувь, которая ограничивает поступление обратной связи от стоп к мозгу. Из-за этого проекционные зоны стоп в мозге упрощаются, наша способность управлять ступнями ограничивается. Старики начинают использовать трости, полагаются на другие органы чувств, что еще больше ослабляет эти зоны мозга. А надо бы их развивать. Пытаться чувствовать ногами поверхность, а не смотреть на нее.

Помните, что «наше нежелание заниматься интенсивным обучением с наступлением старости приводит к „истощению“ систем мозга». И, как верно замечено, «мы живем, чтобы жить, а не только заниматься упражнениями. Поэтому хорошо, когда люди выбирают в качестве тренировки те виды активности, которые им по душе. К тому же это повышает их мотивацию, что немаловажно».

В книге куча интересных, местами захватывающих историй. Много любопытных нюансов, деталей. Читайте, оно того стоит.